50€ за тонну углерода

  1. Главная
  2. Все статьи
  3. Кейсы
  4. 50€ за тонну углерода
Пакет законопроектов Европейского союза о климате, включающий в себя механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), был опубликован 14 июля 2021 года. Согласно нововведениям в климатическое законодательство, предусматривается продажа сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства по установленному перечню. Выпуском сертификатов будет являться специально созданный уполномоченный орган. The Ecolomist предлагает обзор по углеродному налогу, подготовленный компанией PwC Kazakhstan

Механизм реализации ТУР

Исходя из проекта, ТУР будет реализован через продажу сертификатов СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism Certificates) специально созданным регулятором ТУР в лице CBAM Authority. Цена на сертификаты будет определяться еженедельно на основе цен квот на СО2, зафиксированных на аукционах в европейской системе торговли квотами на предыдущей неделе.

Необходимо отметить, что цены на СО2 в ЕС являются достаточно волатильными и существенно увеличились за текущий год. Если в начале 2021 года цена на углерод составляла порядка 32 евро, то уже к середине июня 2021 года она поднялась до порядка 51 евро. С учетом климатических амбиций ЕС вполне возможен сценарий дальнейшего роста цен.

Сертификаты ТУР должны быть приобретены до ввоза товаров и их выпуска в свободное обращение на территорию ЕС. Углеродоемкость импортируемых товаров и, соответственно, количество необходимых сертификатов в пределах трехлетнего переходного периода с 2023 по 2026 г.г. будет по умолчанию определяться исходя из средней углеродоемкости соответствующих товаров по данным европейских бенчмарков. При этом, если импортер сможет предоставить верифицированные данные более низкой фактической углеродоемкости, он получит право на перерасчет и компенсацию.

С 2026 года углеродоемкость импортируемых товаров будет определяться на основе верифицированных фактических данных по углеродоемкости производства на соответствующем предприятии. Однако при отсутствии таких подтвержденных данных будут использоваться данные европейских бенчмарков. Следует учесть, что в этом случае будут применяться не средние показатели, как в переходном периоде, а на уровне 10% худших показателей по выбросам предприятий в ЕС, производящих аналогичные продукты.

Зачет углеродных налогов

Импортер сможет вычесть углеродный налог, уплаченный в третьих странах, при условии, что данный углеродный налог не был тем или иным образом компенсирован через снижение экспортной пошлины или с иной привязкой к экспорту. В этой связи представляется интересным обсуждение потенциального введения углеродного налога в Казахстане, а также возможность реализации компенсаторных мер в целях недопущения увеличения общей налоговой нагрузки в Республике Казахстан. Внимание привлекает к себе идея введения «зеленых сертификатов», в связи с чем возникает вопрос, каким образом эта система будет увязана с ТУР и системой квот EU ETS.

Нужно также отметить, что, по данным исследования систем налогового стимулирования и дотаций проектов по декарбонизации в 84 странах, большинство стран ЕС, а также США, Китай и иные страны уже установили значительные налоговые льготы и дотации для своих «зеленых» проектов.

Декларация ТУР

До 31 мая года, следующего за отчетным, импортер должен подать декларацию ТУР и произвести «зачет» приобретенных сертификатов ТУР. В случае, если по итогам года таких сертификатов было приобретено слишком много, то до 10% этих сертификатов может выкупить обратно регулятор, а остальные сертификаты будут аннулированы. В Проекте не предусмотрена возможность переноса сертификатов ТУР на следующий год, а также не рассмотрен вторичный рынок сертификатов. В то же время, если было куплено недостаточно сертификатов ТУР, штраф составит 300% от стоимости недоплаты. После выплаты штрафа необходимый объем сертификатов все же будет необходимо докупить.

Распространение сертификатов

Согласно Проекту, ТУР будет применяться в отношении импорта в ЕС продукции пяти отраслей, производящих алюминий, изделия черной металлургии, цемент, некоторые удобрения и электроэнергию. Однако, скорее всего, стоит ожидать расширения списка отраслей. В резолюции Европарламента от 10 марта 2021 года было указано, что ТУР должен быть применим ко всем отраслям и продуктам, которые покрываются европейской системой квот EU ETS. При этом сообщалось, что в качестве стартовой точки, уже начиная с 2023 года, после оценки эффекта, ТУР должен покрывать энергетику и энергоемкие отрасли. В частности, кроме отмеченных выше, были выделены продукты нефтепереработки, бумага, стекло и продукция химической промышленности. В настоящий момент в ЕС рассматривается перечень, включающий в себя уже порядка шестидесяти отраслей на 2021-2030 г.г. с риском утечки углерода.

Вступление в действие

После своего вступления в силу регламент станет обязательным инструментом прямого действия во всех странах-членах ЕС. Ожидается, что ТУР начнет применяться с 2023 года, при этом регламент не потребует принятия соответствующих поправок и нововведений в национальные законодательства стран. Кроме того, нужно обратить внимание на то, что ТУР вводится не как налог, что потребовало бы достижения консенсуса всех стран, входящих в ЕС.

Исключение из правил

ТУР не будет применяться к импорту из таких стран, как Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Европейская комиссия может включить в этот список страны, которые будут полностью интегрированы в европейскую систему торговли квотами EU ETS, либо, если между ЕС и соответствующей страной заключено соглашение, связывающее EU ETS и систему соответствующей страны.

Таким образом, на основе Проекта можно сделать вывод о том, что введения национального углеродного налога не будет достаточно для того, чтобы импорт из соответствующей страны был освобожден от ТУР. Кроме того, не предусмотрены нормы, освобождающего развивающиеся страны от применения этого механизма.

Влияние на бизнес

С учетом существенной стоимости СО2, привязанной к ценам EU ETS, составляющей на данный момент более 50 евро за тонну углерода и имеющей тенденцию к росту, ТУР может оказать существенный эффект на бизнес. Компании следят за развитием климатического законодательства в ЕС и в мире, а также рассматривают меры по декарбонизации: от климатических проектов до внутригрупповых реструктуризаций, направленных на снижение углеродного следа своей экспортируемой продукции.

В случае, если казахстанская компания экспортирует продукцию в ЕС и при этом относится к одной из отраслей, имеющей высокий риск утечки углерода и покрываемых системой квот ЕС, рекомендуется оценить потенциальный эффект от влияния ТУР на деятельность компании. Эксперты PwC Kazakhstan полагают, что с учетом взаимодействия ЕС с другими заинтересованными сторонами, в частности США, и наличия поддержки ими климатической повестки, имеется существенная вероятность введения ТУР.

 

Предыдущая запись
Солнце всем одинаково светит
Следующая запись
IV Центрально-Азиатская Конференция по вопросам изменения климата

Актуально сегодня

Свежие статьи

Меню