Глобальный взгляд МФЦА на «зеленое» финансирование

  1. Главная
  2. Все статьи
  3. Кейсы
  4. Глобальный взгляд МФЦА на «зеленое» финансирование
С учетом взятых Казахстаном на себя обязательств по сокращению выбросов парниковых газов и достижению углеродной нейтральности в 2060 году, усиление международной климатической политики, примером которой является введение корректирующего пограничного углеродного налога Европейским союзом, ведет к тому, что инвестиции, вливаемые в энергоемкие и ресурсоемкие проекты, очень скоро могут превратиться в «запертые» активы. Новые правила игры диктуются революционными инструментами, применяемыми в управленческой ESG-отчетности (Environmental, Social and Governance). Очевидно, что отныне в деятельности финансовых и нефинансовых корпораций мира, так или иначе, будет отражаться тренд на декарбонизацию.

Правительство Казахстана при этом подчеркивает, что приверженность новой парадигме развития, долгосрочная цель которой заключается во вхождении в число тридцати наиболее развитых государств мира, неразрывно связана с осуществлением национальной климатической политики. «Зеленая экономика», отказ от использования угля, повышение энергоэффективности и развитие альтернативной энергетики относятся к центральным компонентам стратегии разрабатываемой Доктрины по достижению углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года. Решительное и экологичное восстановление является неотъемлемой частью задач повестки дня на период до 2030 года в области устойчивого развития и условий Парижского соглашения.

1 июля 2021 года был принят новый Экологический кодекс Республики Казахстан, в котором впервые появились определения «зеленых облигаций» и кредитов, а также описана возможность субсидирования купонных доходов и процентных ставок. Каждый эмитент, привлекающий средства для реализации проекта стоимостью не более 11,5 млн долларов США, может рассчитывать на 50%-е субсидирование вознаграждения по выпущенным облигациям.

Международный финансовый центр «Астана» изначально выбрал для себя «зеленое» финансирование как одно из генеральных направлений. В частности, декарбонизация является одним из важнейших приоритетов развития до 2025 года. МФЦА планирует стать одним из драйверов процесса декарбонизации в стране именно с точки зрения внедрения новой ESG-отчетности, новых подходов для инвестирования, финансирования и налаживания работы с финансовыми институтами.

Центр зеленых финансов МФЦА (ЦЗФ), созданный в стенах МФЦА, проделал большую работу по созданию условий для развития «устойчивого» финансирования. Его усилиями была разработана основополагающая база для зеленого финансирования, предоставляется поддержка эмитентам «устойчивых» бондов и законодательно закреплено определение «зеленых» финансов. Также была разработана Таксономия Казахстана, являющаяся единым классификатором «зеленых» проектов в стране. Для успешной реализации поставленных задач были внедрены экономические стимулы в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан.

ЦЗФ тесно сотрудничает с двумя центрами, разрабатывающими ноу-хау в области «зеленого» финансирования — Climate Bonds Initiative в Лондоне, а также Green Investment Principles в рамках инициативы «Один пояс и один путь».

Однако учитывая, что для достижения углеродной нейтральности требуются колоссальные дополнительные инвестиции в размере порядка 670 млрд долларов США, необходимо разработать эффективные инструменты финансирования для реализации поставленных целей и разработать рычаги привлечения частных инвестиций, как основного источника средств. Мощный импульс для активизации рынка ESG-инвестиций и мобилизации необходимых финансов в Казахстане могут придать такие меры, как выпуск суверенных «зеленых» и ЦУР-облигаций Республики Казахстан, наделение казахстанских суверенных, пенсионных и страховых фондов мандатом на привлечение «зеленых» инвестиций, создание «зеленого» банка Казахстана на базе существующих институтов развития, в частности, Банка Развития Казахстана, а также создание «зеленых» фондов прямых капиталовложений.

Суверенные «зеленые» и ЦУР-облигации

Для развития данного направления МФЦА активно сотрудничает с международными институтами развития (ЕБРР, ЕАБР и АБР), а также с другими зарубежными аналогами МФЦА. Большую работу в сфере «зеленых» финансов МФЦА проводит совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР), являющегося со-акционером ЦЗФ. Согласно утвержденной Стратегии ЕАБР на 2022–2026 годы, ЕАБР как многосторонний банк развития будет расширять свое присутствие в области «зеленого» финансирования. Вместе с тем, в рамках договора, подписанного 12 августа 2021 года, ЦЗФ окажет содействие ЕАБР в поиске «зеленых» и социальных проектов, подготовке необходимой документации для рассмотрения Банком возможности их финансирования, а также в организации выдачи заключений независимыми компаниями о соответствии проектов принципам «зеленого» финансирования (Second opinion).

В сентябре 2021 года ЕАБР одобрил первый «зеленый» кредит в Казахстане при полном сопровождении со стороны ЦЗФ, который разработал внутренние документы АО «Батыс транзит», включая Политику в области «зеленого» финансирования. Привлеченные средства в рамках подписанного кредитного договора будут направлены заемщиком на финансирование проекта «Строительство и эксплуатация сетей уличного освещения в городе Атырау».

Активно ведется работа по сотрудничеству со странами Евразийского экономического союза, в том числе в рамках Меморандума о сотрудничестве между МФЦА и Евразийской экономической комиссией, для чего при ЦЗФ был создан проектный офис и на постоянной основе проводятся совместные мероприятия.

В рамках интеграционного объединения проводится работа в условиях новой климатической повестки. Обеспечено вхождение генерального директора ЦЗФ в состав Рабочей группы высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций государств-членов ЕАЭС в рамках климатической повестки.

Предложения о «стимулировании использования инструментов «зеленого» финансирования для поддержки климатических проектов и трансфера наилучших доступных технологий», выработанные ЦЗФ, отражены в Заявлении о климатической повестке ЕАЭС, которое было подписано Главами государств-членов ЕАЭС 14 октября 2021 года.

Финансирование «зеленых» проектов в Центральной Азии

В рамках продвижения Принципов «зеленых» инвестиций для инициативы «Один пояс и один путь» ЦЗФ развернул работу в Центральной Азии. Аппетит к «зеленому» финансированию в регионе достаточно высок в связи с обязательствами стран региона, взятыми на себя в рамках Парижского соглашения, а также в связи с общей трансформацией их экономик. Как известно, для достижения углеродной нейтральности и семнадцати Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР) требуются большие объемы финансирования, и в последние два года эта сумма значительно увеличилась из-за влияния COVID-19.

В качестве одного из примеров по привлечению государственного и частного капиталов в Центральноазиатском регионе можно отметить выпуск правительством Узбекистана летом 2021 года суверенных ЦУР-облигаций для импакт-инвесторов и институциональных покупателей. Указанные облигации помогут профинансировать государственные проекты, ориентированные на реализацию ЦУР, в семи областях: обеспечение здорового образа жизни (ЦУР №3); предоставление качественного образования (ЦУР №4); рациональное использование водных ресурсов (ЦУР №6); обеспечение всеобщего доступа к современным источникам энергии (ЦУР №7) создание стойкой инфраструктуры (ЦУР №9), обеспечение экологической устойчивости городов (ЦУР №11),  борьба с изменением климата (ЦУР №13), а также защита и восстановление экосистем (ЦУР №15).

Союзом Банков Кыргызстана проводится работа по выполнению задач, указанных в повестке устойчивого финансирования. В частности, совместно с регулятором и финансовыми институтами разрабатывается дорожная карта по устойчивым финансам.

Достаточно большой интерес проявляется и банками второго уровня в части развития таких «зеленых» продуктов, как «зеленая» ипотека, «зеленые» кредиты для корпоративного и МСБ секторов, что не может не радовать, поскольку банковский сектор занимает бóльшую долю финансового сектора в регионе. Одним из примеров трансформации являются АКБ «Узпромстройбанк» (Узбекистан) и ОАО «Дос-Кредо Банк» (Кыргызстан).  В частности, упомянутый узбекский банк стал победителем премии AIFC Green Finance Awards в категории «зеленый банк» по итогам 2020 года.

Достаточно широкое распространение получают программы финансирования энергоэффективности. К примеру, программа KyrSEFF, разработанная ЕБРР, и поддерживаемая грантами Европейского Союза, является уникальным продуктом для банковского сектора и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития в Кыргызской Республике. Программа реализуется рядом банков, включая ОАО «Оптима Банк», являющегося флагманом среди банков-партнеров программы.

В настоящее время ЦЗФ работает с несколькими кыргызскими и узбекскими банками и фондами по привлечению «зеленого» и социального финансирования, а также по подготовке политик и независимых экспертиз по «зеленым» проектам. ЦЗФ делится опытом по развитию системы «зеленого» финансирования со странами Центрально-Азиатского региона, проводя различные вебинары на постоянной основе. Китайские компании неоднократно проявляли заинтересованность в проектах по возобновляемой энергетике и использованию инструментов «зеленого» финансирования, а также использованию площадки МФЦА для своих проектов.

Планы на 2022 год

МФЦА продолжит вносить свой вклад в построение «Зеленой» финансовой системы Казахстана, внедрение политик и ESG-практик в юрисдикции МФЦА, а также будет укреплять сотрудничество с финансовым регулятором Казахстана для проработки аналогичного вопроса в казахстанском правовом поле. В 2022 году планируется внедрение добровольной ESG-отчетности для крупных компаний, имеющих листинг на Бирже МФЦА. Также начнется работа по внедрению экологического и социального риск-менеджмента в банках второго уровня. Учитывая, что в текущем году коммерческие банки уже пошли навстречу «зеленому» финансированию, выдав первый верифицированный зеленый кредит, ЦЗФ оценивает темпы развития «зеленых» инструментов в Казахстане на достаточно высоком уровне.

В настоящее время объем «зеленых» кредитов составляет 28,5 млрд тенге и выпущенных «зеленых» облигаций 52,6 млрд тенге. Как известно, ЦЗФ в рамках развития устойчивого финансирования оказывает поддержку по выпуску социальных облигаций и кредитов, таким образом их доля также будет расти в общем объеме устойчивого финансирования в Казахстане. На сегодня объем выпущенных социальных облигаций достиг 29,4 млрд тенге. Таким образом, общий рынок устойчивых финансов в Казахстане составляет более 110,4 млрд тенге.

Таблица «Рынок устойчивых финансов в Казахстане»

Эмитент

Категория Объем, млрд тенге Дата выпуска Срок погашения

Купон, %

АО «Народный банк Казахстана»

«зеленый» кредит 7,9

30.11.2021

АО «Самрук-Энерго»

«зеленые» облигации 18,4 25.11.2021 25.05.2028

11,4

АО «Банк развития Казахстана»

«зеленый» кредит 16,95 22.11.2021 22.11.2035

Евразийский банк развития

социальные облигации 20,0 05.11.2021 05.11.2024

10,6

Евразийский банк развития

«зеленые» облигации 20,0 21.09.2021 04.10.2024

10,5

Евразийский банк развития

«зеленый» кредит 3,6 20.09.2021

ФРП «Даму»

социальные облигации 1,0 15.09.2021 15.09.2026

11,9

Азиатский банк развития

социальные облигации 8,4 15.02.2021 17.12.2030

10,15

Азиатский банк развития

«зеленые» облигации 3,875 19.11.2020 22.10.2022

10,12

Азиатский банк развития

«зеленые» облигации 10,1 19.11.2020 22.01.2023

10,1

ФРП «Даму»

«зеленые» облигации 0,2 10.08.2020 11.08.2023

11,75

Согласно Доктрине достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года, помимо внедрения «зеленых» технологий, чистые дополнительные инвестиции для достижения углеродной нейтральности оцениваются примерно в 660 млрд долларов США с 2021 по 2060 г.г.

«Зеленое» финансирование и СОР26

По итогам Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (COP26) государства-участники подписали итоговый документ — Климатический пакт Глазго. Он признает, что для удержания цели 1,5°С потребуется сократить общемировые выбросы углекислого газа на 45% к 2030 году относительно уровня 2010 года и довести чистые выбросы до нуля к середине столетия.

Для достижения данных целей страны договорились:

  • постепенно сокращать объемы использования угля;
  • усиливать поддержку, включая увеличение финансовой помощи для развивающихся стран в борьбе с изменением климата;
  • прекратить вырубку лесов к 2030 году, чтобы остановить исчезновение лесов к этому периоду;
  • сократить выбросы метана на 30% к 2030 году.

В свете договоренностей, достигнутых на COP26, важнейшим направлением работы для всех стран-участниц может стать разработка полноценной национальной программы с целью декарбонизации энергетики, а также внедрение дополнительных мер углеродного регулирования.

Стоит отметить, что с 1 января 2023 года Европейский Союз рассматривает введение механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM)*. Он представляет собой пограничные сборы за выбросы парниковых газов, взимаемые с определенных товаров, ввозимых в ЕС. Это введение может оказать существенное влияние на деятельность казахстанских экспортеров в ЕС. Вместе с тем, механизм CBAM предусматривает освобождение от уплаты сборов для государств, имеющих схожую с ЕС систему регулирования выбросов парниковых газов.

Таким образом, усиление углеродного регулирования в Республике Казахстан и повышение цен на углерод может освободить казахстанские предприятия от уплаты СВАМ в качестве импортного углеродного налога. В этой связи можно ожидать введения углеродного налога внутри Казахстана, либо совершенствования системы торговли углеродными единицами в стране, которая будет обновлена в связи со вступлением в силу нового Экологического кодекса.

Что касается «зеленого» финансирования, то в Казахстане, так же, как и во всем мире, спрос на него со стороны индустрий и предложение со стороны финансовых институтов будут непременно расти. Согласно Доктрине достижения углеродной нейтральности Казахстана, требуемый объем финансирования составляет более 600 млрд долларов США до 2060 года, помимо внедрения «зеленых» технологий на производстве и в других процессах.

*- читайте об этом в №2 The Ecolomist:
https://ecolomist.kz/50-za-tonnu-ugleroda/

Предыдущая запись
World Energy Outlook 2021
Следующая запись
Майнинг против экологии

Актуально сегодня

Свежие статьи

Меню