Конференция ООН по изменению климата (COP26), длившаяся с 31 октября по 12 ноября 2021 года, завершилась подписанием глобального соглашения об ускорении действий по борьбе с изменением климата в этом десятилетии. В течение двух недель между странами-участницами велись интенсивные и напряженные переговоры, по итогам которых был подготовлен Парижский свод правил. Впервые СОР26 согласовала единую позицию по прекращению неослабевающего производства угольной энергии. Принятый Климатический пакт Глазго стал своего рода компромиссным документом, который, по словам Генерального секретаря ООН, «отражает интересы, противоречия и состояние политической воли в современном мире». Помимо него, был принят ряд других важных документов.
Климатический пакт Глазго состоит из восьми разделов и делает отсылку на важные пункты Парижского соглашения. Двенадцатистраничный документ обуславливает меры по удержанию температуры в пределах 1,5°C и призывает к согласованным и незамедлительным глобальным усилиям. Интересной является глава V, в которой содержится важная информация о финансировании и обмене технологиями, способствующие укреплению имеющегося потенциала для предотвращения изменения климата. Этот пакт выражает решимость оперативно приступить к полному осуществлению Парижского соглашения. Документ отмечает настоятельную необходимость устранения пробелов в реализации целей Парижского соглашения и предлагает Генеральному секретарю ООН созвать в 2023 году совещание мировых лидеров для рассмотрения вопроса об амбициозности действий на период до 2030 года.
После завершения СОР26 у человечества появилась надежда на то, что решения, принятые главами более двухсот государств, ускорят темпы борьбы с изменением климата. Все страны согласились в 2022 году пересмотреть и усилить свои текущие цели по выбросам до 2030 года, определяемые на национальном уровне. Проводимая работа будет обсуждаться на ежегодных круглых столах, с целью подготовки глобального отчета, который будет рассматриваться на Саммите лидеров в 2023 году.
Спустя шесть долгих лет обсуждений был принят Парижский свод правил, являющийся руководством для Парижского соглашения. Он позволит полностью реализовать соглашение после достижения договоренности о прозрачности процесса, которая будет требовать от стран ответственности за выполнение своих обязательств. Впервые, прислушавшись к призывам гражданского общества и стран, наиболее подверженных климатическим воздействиям, СОР26 согласовала действия по сокращению использования ископаемого топлива.
Были также приняты обязательства по значительному увеличению финансовой поддержки через Адаптационный фонд, поскольку развитые страны были призваны удвоить свою поддержку развивающимся странам к 2025 году. Эти и другие достижения стали результатом двухгодичной интенсивной работы и дипломатии, проводимых под эгидой британского председательства. Работа была сосредоточена на сокращении выбросов в краткосрочной перспективе для ограничения повышения температуры до 1,5°C, мобилизации государственных и частных финансовых средств и поддержке сообществ в адаптации к климатическим воздействиям.
Председательство Великобритании, сосредоточенное на стимулировании действий по сокращению выбросов, привело к большому прогрессу в области отказа многих стран от использования угольной энергетики и международного финансирования добычи угля. Наряду с этим сто тридцать стран мира достигли договоренности защищать естественную среду обитания редких животных и принять меры по защите лесов от обезлесения к 2030 году.
По данным Climate Action Tracker, даже полное и безотлагательное выполнение всеми странами своих обязательств позволит удержать повышение температуры на 1,8°С, что на 0,3°С выше заданных пределов. Несмотря на предпринятые меры человечество будет ощущать на себе последствия меняющегося климата.
Размышляя о предстоящей задаче, Алок Шарма, президент COP26, сказал:
«Теперь мы можем с уверенностью сказать, что смогли отстоять порог в 1,5°С. Но пульс этого показателя слаб, и он выживет только в том случае, если мы выполним наши обещания и претворим обязательства в быстрые действия. Я благодарен РКИК ООН за сотрудничество с нами для успешного проведения COP26».«Отныне мы должны действовать вместе, чтобы оправдать ожидания, изложенные в Климатическом пакте Глазго, и ликвидировать оставшиеся огромные пробелы. Как сказала Миа Моттли, премьер-министр Барбадоса, «два градуса – это смертный приговор для малых островных государств».
«Все мы должны придерживаться нашей главной цели — держать 1,5 градуса в пределах досягаемости и продолжать наши усилия по обеспечению финансовых потоков и ускорению адаптации. После коллективной работы над Климатическим пактом Глазго, наша работа не может быть потрачена впустую».
The Ecolomist предлагает ознакомиться с выборочными ключевыми пунктами из Климатического пакта Глазго, состоящего из девяноста семи пунктов.
Климатический пакт Глазго
Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, ссылаясь на статью 2 Парижского соглашения, признавая роль многостороннего подхода к решению проблемы изменения климата и поощряя региональное и международное сотрудничество в целях укрепления деятельности по борьбе с изменением климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, отмечая важность обеспечения целостности всех экосистем, включая экосистемы лесов, океана и криосферы, и защиты биоразнообразия, признаваемых некоторыми культурами как Мать-Земля, и отмечая также важность для некоторых концепции «климатическая справедливость», при осуществлении действий по решению проблемы изменения климата,
I. Наука и насущные задачи
п.1: признает важное значение наилучших имеющихся научных данных для эффективных действий в области климата и выработки политики;
п.3: выражает тревогу и крайнюю озабоченность тем, что деятельность человека вызвала потепление на сегодняшний день примерно на 1,1 °C, что последствия этого уже ощущаются во всех регионах и что бюджеты углерода, соответствующие достижению температурной цели Парижского соглашения, в настоящее время малы и быстро истощаются;
п.4: напоминает пункт 2 статьи 2 Парижского соглашения, который предусматривает, что Парижское соглашение будет осуществляться таким образом, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий;
II. Адаптация
п.7: подчеркивает настоятельную необходимость расширения масштабов действий и поддержки, включая финансирование, укрепление потенциала и передачу технологий, для повышения адаптационного потенциала, укрепления сопротивляемости и снижения уязвимости к изменению климата в соответствии с наилучшими имеющимися научными данными, принимая во внимание приоритеты и потребности Сторон, являющихся развивающимися странами;
п.11: признает важность глобальной цели по адаптации для эффективного осуществления Парижского соглашения и приветствует начало реализации всеобъемлющей двухлетней Глазго-Шарм-эш-Шейхской программы работы по глобальной цели по адаптации;
III. Финансирование адаптации
п.14: отмечает с озабоченностью, что текущее предоставление климатического финансирования на цели адаптации остается недостаточным для реагирования на усиливающееся пагубное воздействие изменения климата в Сторонах, являющихся развивающимися странами;
п.15: настоятельно призывает Стороны, являющиеся развитыми странами, срочно и значительно увеличить объем предоставляемого ими климатического финансирования, усилить передачу технологий и деятельность по укреплению потенциала в целях адаптации, с тем чтобы обеспечить удовлетворение потребностей Сторон, являющихся развивающимися странами, в рамках глобальных усилий, в том числе для формулирования и осуществления национальных планов по адаптации и сообщений по вопросам адаптации;
п.18: настоятельно призывает Стороны, являющиеся развитыми странами, по крайней мере, удвоить объем предоставляемого ими коллективно климатического финансирования для адаптации Сторонам, являющимся развивающимися странами, с уровней 2019 года к 2025 году в контексте достижения баланса между предотвращением изменения климата и адаптацией при предоставлении наращиваемых в масштабах финансовых ресурсов, ссылаясь на пункт 4 статьи 9 Парижского соглашения;
IV. Предотвращение
п.20: подтверждает температурную цель Парижского соглашения, заключающуюся в удержании прироста среднемировой температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С сверх доиндустриальных уровней;
п.22: признает, что ограничение глобального потепления 1,5 °C требует быстрого, значительного и устойчивого сокращения глобальных выбросов парниковых газов, включая сокращение глобальных выбросов углекислого газа на 45 % к 2030 году по сравнению с уровнем 2010 года и до нулевого сальдо примерно в середине столетия, а также значительного сокращения выбросов других парниковых газов;
п.31: постановляет созывать ежегодный круглый стол на уровне министров по амбициозности действий на период до 2030 года, начиная с четвертой сессии Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения;
п.36: призывает Стороны ускорить разработку, внедрение и распространение технологий и принятие политики для перехода к энергетическим системам с низким уровнем выбросов, в том числе путем быстрого расширения масштабов внедрения экологически чистых энергетических технологий и мер по повышению энергоэффективности, включая ускорение усилий по поэтапному отказу от сохраняющейся в тех же масштабах угольной энергетики и неэффективных субсидий на ископаемое топливо, признавая необходимость поддержки справедливого перехода;
V. Финансирование и передача технологий
п.40: настоятельно призывает Стороны, являющиеся развитыми странами, оказывать усиленную поддержку, в том числе посредством финансовых ресурсов, передачи технологий и укрепления потенциала, для оказания помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, в отношении как предотвращения изменения климата, так и адаптации к нему, в продолжение их существующих обязательств по Конвенции и Парижскому соглашению, и призывает другие Стороны оказывать или продолжать оказывать такую поддержку на добровольной основе;
п.43: подчеркивает необходимость мобилизации климатического финансирования из всех источников для обеспечения уровня, необходимого для достижения целей Парижского соглашения, включая значительное увеличение поддержки Сторон, являющихся развивающимися странами, сверх 100 млрд долларов США в год;
п.46: настоятельно призывает Стороны, являющиеся развитыми странами, в срочном порядке и до 2025 года полностью выполнить цель предоставления 100 млрд долларов США и подчеркивает важность транспарентности в выполнении их обязательств;
п.51: подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются многие Стороны, являющиеся развивающимися странами, при получении доступа к финансированию, и призывает к дальнейшим усилиям по расширению доступа к финансированию, в том числе со стороны оперативных органов Финансового механизма;
п.55: призывает Стороны, являющиеся развитыми странами, многосторонние банки развития и другие финансовые учреждения ускорить приведение своей финансовой деятельности в соответствие с целями Парижского соглашения;
VI. Потери и ущерб
п.61: признает, что изменение климата уже привело и будет приводить ко все большим потерям и ущербу и что по мере повышения температуры воздействие экстремальных климатических и погодных явлений, а также медленно протекающих явлений будет представлять все большую социальную, экономическую и экологическую угрозу;
п.65: признает важность ориентированной на потребности технической помощи в области укрепления потенциала для внедрения подходов к предотвращению, минимизации и устранению потерь и ущерба в результате неблагоприятных воздействий изменения климата;
п.72: выражает решимость укреплять партнерские отношения между развивающимися и развитыми странами, фондами, техническими агентствами, гражданским обществом и сообществами для углубления понимания того, как можно улучшить подходы к предотвращению, минимизации и устранению потерь и ущерба;
п.73: постановляет учредить Диалог Глазго между Сторонами, соответствующими организациями и заинтересованными сторонами для обсуждения механизмов финансирования деятельности по предотвращению, минимизации и устранению потерь и ущерба, связанных с неблагоприятными воздействиями изменения климата, который будет проводиться в первый сессионный период каждого года работы Вспомогательного органа по осуществлению и завершится на его шестидесятой сессии (июнь 2024 года);
VII. Осуществление
п.75: выражает решимость оперативно приступить к полному осуществлению Парижского соглашения;
п.77: призывает лидеров высокого уровня поддержать эффективное участие заинтересованных субъектов, не являющихся Сторонами, в глобальном подведении итогов;
п.80: принимает во внимание призыв развивающихся стран о расширении поддержки для осуществления расширенных рамок для обеспечения транспарентности в соответствии со Статьей 13 Парижского соглашения своевременным, адекватным и предсказуемым образом;
п.84: признает необходимость учитывать обеспокоенности Сторон, экономика которых наиболее пострадала от воздействий мер реагирования, особенно Сторон, являющихся развивающимися странами, в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Парижского соглашения;
VIII. Сотрудничество
п.86: отмечает настоятельную необходимость устранения пробелов в реализации целей Парижского соглашения и предлагает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций созвать в 2023 году совещание мировых лидеров для рассмотрения вопроса об амбициозности действий на период до 2030 года;
п.87: признает важность международного сотрудничества по инновационным действиям в области климата, включая технологический прогресс, во всех слоях общества, секторах и регионах для содействия прогрессу в достижении целей Парижского соглашения;
п.92: настоятельно призывает также Стороны и заинтересованные субъекты обеспечить значимое участие и представительство молодежи в многосторонних, национальных и местных процессах принятия решений, в том числе в рамках Парижского соглашения;
Декларация Глазго по лесам и землепользованию
Данный документ является одним из основных, который был подписан ста пятью странами во время СОР26. The Ecolomist публикует весь текст Декларации, чтобы понимать масштаб проблем, которые обозначили главы государств по итогам сложных переговоров и обсуждений.
Мы, лидеры стран, перечисленных ниже:
Подчеркиваем критически важные и взаимосвязанные роли лесов всех типов, биоразнообразия и устойчивого землепользования в обеспечении достижения мировым сообществом устойчивых целей развития; улучшения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов; адаптации к изменению климата и сохранения других экосистемных услуг.
Подтверждаем свои соответствующие обязательства, как коллективные, так и индивидуальные, в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения, Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, Целей устойчивого развития и других соответствующих инициатив.
Подтверждаем свои соответствующие обязательства по устойчивому землепользованию, а также по сохранению, защите, устойчивому использованию и восстановлению лесов и других экосистем суши.
Признавая, что для достижения наших целей в области землепользования, климата, биоразнообразия и устойчивого развития, как на глобальном, так и на национальном уровне, требуется принятие дальнейших преобразующих мер во взаимосвязанных областях устойчивого производства и потребления; развития инфраструктуры; торговли; финансов и инвестиций, а также поддержки мелким фермерам, коренным народам и местным общинам, которые зависят от лесов как источников средств к их существованию и которые играют ключевую роль в их рациональном использовании.
Привлекаем внимание к областям, в которых был достигнут значительный прогресс в последнее время, и имеющимся возможностям для активизации действий. В связи с вышеизложенным мы обязуемся сообща работать над сдерживанием и обращением вспять процесса утраты лесов и деградации земель к 2030 году, обеспечивая при этом устойчивое развитие и поощряя преобразование в сельских районах на инклюзивной основе.
Мы укрепим наши совместные усилия, направленные на:
I. сохранение лесов и других экосистем суши и ускорение процесса их восстановления;
II. содействие реализации политики в области торговли и развития, как международной, так и национальной, которая способствует устойчивому развитию и устойчивому производству и потреблению сырьевых товаров, которая является взаимовыгодной для стран и которая не ведет к обезлесению и деградации земель;
III. снижение уязвимости, повышение сопротивляемости и укрепление источников средств к существованию сельского населения, в том числе за счет расширения возможностей общин, развития прибыльного устойчивого сельского хозяйства и признания многогранной значимости лесных ресурсов, на фоне признания прав коренных народов и местных общин в соответствии с применимым национальным законодательством и международными документами;
IV. внедрение и, если необходимо, пересмотр политики и программ в области сельского хозяйства в целях стимулирования устойчивого ведения сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности и благоприятного воздействия на окружающую среду;
V. подтверждение международных финансовых обязательств и существенное увеличение объема финансирования и инвестиций из широкого ряда государственных и частных источников с одновременным повышением их эффективности и доступности в целях обеспечения устойчивой сельскохозяйственной деятельности, устойчивого лесопользования, сохранения и восстановления лесов и оказания поддержки коренным народам и местным общинам;
VI. содействие согласованию финансовых потоков с международными целями по обращению вспять процесса утраты и деградации лесов с одновременным содействием внедрению эффективных политик и систем, способствующих ускоренному переходу к экономике, которая является жизнеспособной и содействует достижению целей в области сохранения лесов, устойчивого землепользования, биоразнообразия и борьбы с изменением климата.
Мы призываем всех лидеров объединить усилия, направленные на переход к устойчивому землепользованию. Это критически важно для достижения целей Парижского соглашения, в том числе для снижения уязвимости к последствиям изменения климата и удержания повышения средней температуры на планете в пределах намного ниже 2°C, а также осуществления деятельности по ее ограничению в пределах 1,5°C, отмечая, что согласно научным данным для обеспечения достижимости показателя в 1,5°C требуется дальнейшая активизация общих усилий. Сообща мы добьемся успеха в борьбе с изменением климата, достижении устойчивого роста на основе инклюзивности, а также сдерживании и обращении вспять процесса утраты лесов и деградации земель.
Заявление о глобальном переходе от угля к чистой энергии
Главным инициатором этого заявления, который был подписан шестидесятью пятью странами, стала Великобритания, хозяйка СОР26. В нем говорится, что пришедшие к соглашению страны обязуются ускорить поэтапный отказ от угля и быстро расширить масштабы внедрения экологически чистой энергии. Вдобавок, участники обязались прекратить выдачу разрешений на новые проекты по производству электроэнергии, вырабатываемой на угле.
Исключением на краткосрочном этапе времени являются предприятия, оснащенные системами улавливания и хранения углерода (CCS). Страны обязались оперативно расширить применение новых энергетических технологий в ближайшее десятилетие, чтобы отойти от угольной энергетики в третьем десятилетии XXI века, а в четвертом десятилетии и вовсе отказаться от использования угля в глобальном масштабе.
Страны, подписавшие заявление, обязались прекратить выдачу разрешений на новые проекты угольной генерации, запретить строительство новых угольных электростанций и остановить прямую государственную поддержку угольной энергетики на международном уровне. В число двадцати трех стран, которые впервые отказались от строительства новых угольных электростанций, входят Польша, Украина, Индонезия, Южная Корея, Вьетнам и Чили. Двадцать восемь новых членов вступили в Альянс по поэтапному отказу от угля (Powering Past Coal Alliance, PPCA) в дополнение к этому заявлению. Эти страны представлены Украиной, Чили, Сингапуром, Маврикием, Азербайджаном, Словенией и Эстонией.
Отказ от угля будет протекать долго на фоне того, что доля угля в производстве мировой электроэнергии будет несомненно сокращаться. Возможно, этот процесс ускорится, но на данном этапе крупнейшие потребители пока не решаются полностью исключить угольную генерацию, по крайней мере, в ближайшие два десятилетия.
The Ecolomist публикует полный текст вышеописанного заявления:
Мы, нижеподписавшиеся, отмечая, что выработка электроэнергии на угле является единственной крупнейшей причиной повышения глобальной температуры, признаем настоятельную необходимость безотлагательно расширить масштабы внедрения чистой энергии для ускорения энергоперехода.
Мы обязуемся работать вместе, чтобы сделать чистую электроэнергию наиболее доступной во всем мире с соответствующими преимуществами для экономики и для здоровья, по мере восстановления после пандемии COVID-19.
Наше общее видение состоит в том, чтобы ускорить переход от выработки угольной энергии, что необходимо для достижения наших общих целей в соответствии с Парижским соглашением, с целью обеспечения максимальной пользы работникам и сообществам и предоставления им доступа к доступной, надежной, устойчивой и современной энергии к 2030 году (ЦУР №7).
Мы обязуемся предпринять следующие действия для продвижения этого глобального перехода и призываем других взять на себя аналогичные обязательства:
№1. Быстро расширить масштабы внедрения мер по производству чистой энергии и энергоэффективности в наших экономиках и поддержать другие страны в их стремлении сделать то же самое, признавая лидерство, продемонстрированное странами, берущими на себя амбициозные обязательства, в том числе через Совет по энергопереходу;
№2. Быстро наращивать масштабы технологий и политик в этом десятилетии для достижения перехода от угольной энергии в 2030-е годы (или как можно скорее после этого) для крупных экономик и в 2040-е годы (или как можно скорее после этого) во всем мире, в соответствии с нашими климатическими целями и Парижским соглашением, признавая лидерство, проявленное странами, берущими на себя амбициозные обязательства, в том числе через РРСА;
№3. Прекратить выдачу новых разрешений на новые проекты угольной генерации, прекратить строительство новых проектов угольной генерации и прекратить новую прямую государственную поддержку неослабевающей международной угольной генерации, признавая лидерство стран, делающих амбициозные обязательства, в том числе в рамках Договора о запрете новой угольной энергетики;
№4. Укрепить наши внутренние и международные усилия по обеспечению прочной основы финансовой, технической и социальной поддержки затронутым работникам, секторам и сообществам, чтобы совершить справедливый и инклюзивный переход от неослабевающей угольной энергетики таким образом, чтобы он приносил им пользу, и расширял доступ к чистой энергии, при этом признавая лидерство стран, одобряющих Декларацию о справедливом переходе COP26.
Мы признаем, что странам, работникам и сообществам в развивающемся мире требуется поддержка для перехода от угля и реализации устойчивого и экономически инклюзивного энергетического будущего, и что для оказания такой поддержки потребуется международное сотрудничество. Мы осознаем, что, хотя в реализации нашего общего видения был достигнут значительный прогресс, наша задача еще не завершена, и мы призываем других присоединиться к нам, поскольку мы удваиваем наши усилия по ускорению перехода к глобальной энергетике в ближайшие годы.
Совместное заявление
Также в Глазго было подписано Совместное заявление между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о Стратегическом партнерстве и совместных усилиях по реагированию на изменение климата. Данный документ станет одним из столпов сотрудничества в области энергоперехода и достижения углеродной нейтральности в соответствии с заявленными планами.
Совместное заявление Республики Казахстан и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о Стратегическом партнерстве и совместных усилиях по реагированию на изменение климата
Ноябрь 2021 года, г. Глазго
Его Превосходительство Премьер-министр Республики Казахстан Аскар Мамин по приглашению Достопочтенного члена парламента Бориса Джонсона, Премьер-министра Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, принял участие во Всемирном саммите лидеров Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в Глазго с 1-2 ноября.
Собравшись вместе на COP26, мы признаем, что изменение климата является ключевой угрозой глобальной безопасности и процветанию в XXI веке.
Мы привержены борьбе с изменением климата посредством амбициозных внутренних действий, а также тесного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях. Стратегия Великобритании по достижению углеродной нейтральности ускорит переход к «зеленой» энергии, декарбонизируя выработку электроэнергии к 2035 году, и, достигнув нулевых чистых выбросов к 2050 году. Казахстан взял на себя обязательство достичь нулевого показателя к 2060 году в своей разрабатываемой стратегии углеродной нейтральности, которая будет включать в себя серьезные реформы во всех секторах экономики, с особым вниманием к энергетике, производству, сельскому хозяйству, лесному хозяйству, транспорту, ЖКХ и управлению отходами. Правительство Казахстана также устанавливает ключевые среднесрочные цели в рамках своего вклада, определяемому на национальном уровне, который предполагает увеличение доли возобновляемых источников энергии до 15% к 2030 году с дальнейшим потенциалом роста и безоговорочного сокращения выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году (по сравнению с базовым годом) с условной целью сокращения выбросов на 25% (при условии международной поддержки и помощи). Казахстан, будучи девятой по величине страной в мире и хранителем степной экосистемы, также полностью поддерживает заявление Председателя СОР26 о лесах и устойчивом землепользовании, взяв на себя обязательство посадить 2 млрд деревьев к 2025 году.
Разрабатывая и совершенствуя наши национальные планы, мы признаем, что Конференция сторон РКИК ООН является ключевым многосторонним механизмом для реализации амбиций и действий, в которых мы так остро нуждаемся. Мы намерены предпринимать все более решительные действия для достижения и, по возможности, превышения целевых показателей, установленных в наших NDC и долгосрочных стратегиях. Мы также будем продвигать реализацию изменений в политике, необходимых для выполнения наших обязательств по достижению углеродной нейтральности.
В этом контексте мы также приветствуем недавнее заявление Central Asia/US C5+1, в котором подчеркивалась императивность представления амбициозных NDC для COP26. В нем говорилось, что NDC стран Центральной Азии будут включать конкретные цели по сокращению выбросов парниковых газов и конкретные действия для достижения этих целей; и что эти цели и действия будут соответствовать цели удержания предела температуры на 1,5°С выше доиндустриального уровня в пределах досягаемости. Великобритания и Казахстан будут продолжать работать вместе, чтобы реализовать это важное обязательство и помочь поднять климатические амбиции в Центральной Азии и во всем регионе.
Кроме того, мы будем стремиться укреплять наше сотрудничество по вопросам окружающей среды, а также изучать возможности, существующие в процессе перехода к «зеленой» экономике, которые могут принести пользу обеим нашим странам. Мы позаботимся о том, чтобы наши существующие межправительственные структуры на уровне министров — Стратегический диалог и Межправительственная комиссия по торговле и инвестициям — уделяли приоритетное внимание сотрудничеству в этих областях. Инвестиции в устойчивое и чистое восстановление после пандемии COVID-19 создадут рабочие места в отраслях промышленности будущего, гарантируя при этом решение связанных проблем общественного здравоохранения, изменения климата и биоразнообразия. Такое сотрудничество будет уделять приоритетное внимание энергоэффективности, экономической диверсификации от ископаемого топлива и, в частности, императиву перехода от использования угля для производства электроэнергии, а также развитию значительного потенциала возобновляемых источников энергии в Казахстане. Он также будет стремиться разработать предложения наших стран по «зеленому» финансированию в поддержку этого перехода.
Мы также будем стремиться к расширению сотрудничества по другим ключевым аспектам смягчения последствий изменения климата, адаптации и защиты окружающей среды, включая обмен передовым опытом в области декарбонизации экономики в целом, управления отходами, устойчивого лесопользования и землепользования, улучшения качества воздуха, биоразнообразия, устойчивое и «зеленое» финансирование, экологические исследования и повышение осведомленности общественности. Мы подчеркиваем нашу приверженность достижению амбициозных и сбалансированных
Мы также будем стремиться к расширению сотрудничества по другим ключевым аспектам смягчения последствий изменения климата, адаптации и защиты окружающей среды, включая обмен передовым опытом в области декарбонизации экономики в целом, управления отходами, устойчивого лесопользования и землепользования, улучшения качества воздуха. качество, биоразнообразие, устойчивое и «зеленое» финансирование, экологические исследования и повышение осведомленности общественности.
Мы подчеркиваем нашу приверженность достижению амбициозных и сбалансированных результатов переговоров на COP26. Мы также соглашаемся продолжить тесную работу после COP26, включая политические дискуссии по более широким вопросам изменения климата и обмен информацией о целях сокращения выбросов во всех соответствующих будущих диалогах на высоком уровне.
За тридцать лет со дня обретения Казахстаном независимости и установления дипломатических отношений между Великобританией и Казахстаном сотрудничество превратилось в прочное партнерство, основанное на взаимном доверии, общих ценностях и эффективном сотрудничестве, что отражено в предстоящем Соглашении о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Великобританией и Казахстаном. Отмечая эту знаменательную годовщину, мы полны решимости и дальше укреплять и углублять наше сотрудничество по вопросам, наиболее важным для обеих наших стран.
Дальнейшие шаги и выводы
После завершения СОР26 Великобритания обратилась ко всем странам с призывом не откладывать реализацию достигнутых договоренностей по сокращению выбросов до 2030 года в рамках странового NDC. Это позволит миру сохранить импульс в борьбе с изменением климата в этом десятилетии. Великобритания будет продолжать настаивать на более активных действиях по сокращению выбросов и поддержке развивающихся стран финансами и доступом к новым «зеленым» технологиям в течение следующего года до момента, когда Египет станет председателем следующей Климатической конференции.
Премьер-министр Борис Джонсон:
«Мы попросили все страны вместе собраться на СОР26 ради нашей планеты, и они ответили на этот призыв. Я хочу поблагодарить лидеров, участников переговоров и участников кампании, которые заключили итоговый пакт, а также жителей Глазго, которые приветствовали их с распростертыми объятиями. Я также выражаю особую благодарность Алоку Шарме, президенту COP26, который невероятно много работал, чтобы сблизить страны.
В ближайшие годы предстоит еще многое сделать, но сегодняшнее соглашение — это большой шаг вперед. Важно, что у нас есть первое международное соглашение о сокращении использования угля и разработана Дорожная карта по ограничению глобального потепления до 1,5 градусов. Я надеюсь, что COP26 станет началом конца изменения климата на планете, и я буду продолжать неустанно работать для достижения этой цели».
Уголь
Шестьдесят пять стран взяли на себя обязательство отказаться от использования угольной энергии. Все основные страны, финансирующие уголь, обязались прекратить международное финансирование угля к концу 2021 года, выделив 20 млрд долларов США для поддержки перехода на чистую энергию. В настоящее время необходимо проделать дополнительную работу для обеспечения того, чтобы все основные страны-потребители угля согласились на поэтапный отказ от угля.
Автомобили
Страны работали над достижением консенсуса в отношении темпов перехода мира на автомобили с нулевым уровнем выбросов. Более тридцати стран и некоторые из крупнейших мировых автопроизводителей взяли на себя обязательство работать вместе, чтобы в период с 2035 по 2040 г.г. ведущие и мировые рынки начали пользоваться автомобилями с нулевыми выбросами углерода. Великобритания взяла на себя обязательство прекратить продажу всех новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году.
Финансы
В денежном выражении было мобилизовано больше государственных и частных финансовых средств для поддержки действий по борьбе с изменением климата в развивающихся странах, чем когда-либо прежде, и глобальная финансовая система выстраивается в соответствии с чистым углеродно нейтральным миром. Для выполнения новых обязательств, взятых странами на COP26, с 2022 года ежегодно будет выделяться климатическое финансирование в размере 100 млрд долларов США. Эта сумма будет увеличиваться с учетом привлечения дополнительных частных инвестиций в «зеленые» проекты. Правительства взяли на себя обязательство удвоить общий объем адаптационного финансирования и более эффективно бороться с угрозой потерь и ущерба в уязвимых странах.
Леса
Более ста тридцати глав государств, на территории которых сосредоточено более 90% мировых лесов, пообещали положить конец вырубке лесов к 2030 году. Эта инициатива будет поддержана государственным и частным финансированием в размере порядка 14 млрд фунтов стерлингов.
В сравнении с 2019 годом, доля стран, взявших на себя обязательство достичь углеродной нейтральности, выросло с 30% до 90% в 2021 году. Сто пятьдесят четыре страны, которые являются источником 80% глобальных выбросов, представили свои NDC.
Все официальные документы Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCC) по климатическому изменению можно найти здесь: https://unfccc.int/documents