В блиц-опросе, который был проведен среди руководителей зарубежных дипломатических миссий, журнал The Ecolomist задал три вопроса. Первый вопрос касался усилий стран, направленных на решение экологических проблем. Второй вопрос заключался в определении трех наиболее значительных и важных экологических проблем, которые имеются в странах. Третий вопрос был связан с сотрудничеством стран с ПРООН, направленным на реализацию семнадцати целей в области устойчивого развития.
Свен-Олов Карлссон, посол Европейского Союза в Казахстане
1
В соответствии со своей текущей Стратегией по Центральной Азии, ЕС нацелен на долгосрочное сотрудничество в области окружающей среды, воды и климата со всеми странами региона, включая Казахстан. Для поддержки такого сотрудничества на систематической основе осуществляет свою деятельность Рабочая группа по окружающей среде и изменению климата (WGECC), действующая в рамках Платформы по сотрудничеству в области окружающей среды и водных ресурсов, с участием стран ЕС и Центральной Азии. Эта платформа была создана в 2009 году под председательством Италии. Каждый год члены WGECC собираются для обсуждения наиболее актуальных вопросов, связанных с разработкой политики и конкретных планов по укреплению потенциала национальных министерств и правительственных органов, а также совершенствованию национальных политик в соответствующих областях, с целью приблизить их к стандартам ЕС. Проведение Десятого заседания WGECC планируется провести в г. Алматы осенью 2021 года под сопредседательством Казахстана, чтобы обсудить новые возможности для сотрудничества с целью восстановления экологически чистых отраслей после кризиса COVID-19.
В настоящее время в ЕС действуют пятнадцать региональных программ по техническому сотрудничеству, охватывающих устойчивое использование воды, энергии и бережное отношение к окружающей среде во взаимосвязи «вода-еда-энергия» на общую сумму около 100 млн евро. В них также входят наши такие ведущие инициативы по сотрудничеству в области климата, воды и окружающей среды, как Проект WECOOP и Программа по водно-энергетическим ресурсам Центральной Азии (CAWEP). Позже в этом году будет запущен новый региональный проект, направленный на создание устойчивых энергетических связей в Центральной Азии (SECCA). В рамках него планируется продвижение мер по достижению более устойчивого энергобаланса в Центральной Азии в соответствии с передовой практикой ЕС.
В дополнение к нашим региональным программам по техническому сотрудничеству, ЕС вносит свой вклад в устойчивое развитие через наш Центрально-азиатский инвестиционный фонд (IFCA). IFCA устанавливает партнерства, используя гранты ЕС для привлечения и аккумуляции двустороннего и многостороннего финансирования от европейских финансовых институтов, таких региональных банков развития, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Азиатский банк развития (АБР), Всемирного банка (ВБ), а также стран-партнеров и различный учреждений в странах Центральной Азии.
С 2010 года в странах Центральной Азии было одобрено более тридцати проектов на сумму грантового финансирования в размере 130 млн евро, являющегося частью общего объема финансирования в размере 600 млн евро, полученного от финансовых институтов. При этом общая сумма инвестиций составила 900 млн евро. Таким образом, соотношение средств, привлеченных в центрально-азиатском регионе за счет грантов IFCA, составило 1:7. Это означает, что на каждый грант в размере 1 евро, поступивших от налогоплательщиков ЕС, смешанные проекты приносят займы в размере 7 евро, предназначенные для инвестирования в новые проекты с высокой добавленной стоимостью.
Сотрудничество ЕС с Казахстаном также регулируется Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (EPCA), которое было заключено с Казахстаном как с признанным лидером в регионе. EPCA охватывает двадцать девять областей сотрудничества, включая вопросы охраны окружающей среды, рационального использования воды и изменения климата. Вместе с нашими партнерами из Казахстана мы сейчас находимся в процессе определения наилучших путей для полного использования огромного потенциала этого долгосрочного стратегического соглашения.
2
Как и во всем мире, изменение климата является наиболее актуальной проблемой в ЕС, включающее в себя загрязнение воздуха, воды и почвы, а также постоянно увеличивающееся образование отходов. Утрата биоразнообразия является еще одной серьезной проблемой, требующая безотлагательных действий. В декабре 2019 года ЕС объявил о Зеленой сделке, новой стратегии роста, направленной на переход к чистой экономике замкнутого цикла, прекращение изменения климата, обращение вспять утраты биоразнообразия и сокращение загрязнения. Она устанавливает амбициозную политику в области окружающей среды, климата и энергетики, конечной целью которой является стимулирование устойчивого развития, обеспечение справедливого и инклюзивного перехода и достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Для реализации этой стратегии намерения ЕС сокращать выбросы углерода к 2030 году были увеличены с предыдущих 40% до не менее 55% по сравнению с уровнем 1990 года. ЕС также принял план действий по созданию экономики замкнутого цикла и достижению нулевого загрязнения, а также новую стратегию сохранения биоразнообразия. Наши амбициозные цели и решительные действия демонстрируют, что ЕС является и останется мировым лидером в вопросах перехода к зеленой экономике. Мы готовы и полны желания делиться своим опытом и лучшими практиками с такими странами-партнерами, как Казахстан.
Принимая во внимание растущие негативные последствия от климатических изменений, включая снижение доступа к чистой воде, отсутствие эффективного соглашения между прибрежными странами относительно управления трансграничными водными ресурсами в условиях засухи может привести к конфликтам, аналогичным тому, что недавно произошло на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном. В этой связи непоследовательность в управлении трансграничными водными ресурсами в регионе следует рассматривать как проблему первостепенной важности, которая может привести к непоправимым последствиям. CAWEP и Диалоги по вопросам национальной политики в рамках Водной инициативы ЕС, проводимые ЕЭК ООН, поддерживают диалог между странами Центральной Азии для выработки взаимовыгодных трансграничных решений с конечной целью содействия смягчению напряженности, связанной с водой.
Работа энергетического сектора Казахстана почти полностью зависит от наличия ископаемых видов топлива, среди которых доля угля составляет почти 50% от общего объема первичной энергии, в то время как общая доля всех возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составляет всего 3%. В стране имеется немало таких энергоемких отраслей, как производство цемента, металлургия и тяжелая химическая промышленность, в результате которых образуются выбросы диоксида углерода и прочие загрязнители воздуха (пыль, диоксид серы и оксиды азота), которые представляют собой серьезную экологическую проблему. В результате этого, выбросы парниковых газов и углекислого газа на душу населения в Казахстане являются одними из самых высоких в мире.
Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), что является одним из приоритетных мер, установленных новым Экологическим кодексом Казахстана, приведет к значительному снижению загрязнения воздуха и воды, уменьшению образования отходов и сокращению выбросов парниковых газов за счет повышения энергоэффективности. В рамках проекта WECOOP мы оказываем Казахстану в этой сфере техническую помощь через Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов (IGTIC), чтобы продвигать зеленые инвестиции в соответствующие секторы, с целью внесение своего вклада в измеримое сокращение объемов антропогенного загрязнения, включая выбросы CO2.
Наши эксперты считают, что Казахстан имеет очень высокий потенциал для сокращения выбросов парниковых газов за счет повышения энергоэффективности со стороны производства и потребления, увеличения использования ВИЭ, а также за счет внедрения и использования НДТ. Потенциал энергии ветра в Казахстане в десять раз превышает прогнозируемые потребности страны в электроэнергии к 2030 году. Страна обладает мощностями по выработке солнечной и ветровой энергии, что делает ее естественным лидером в развитии альтернативной энергетики в регионе. Мы считаем, что с правильным набором политик, финансовой поддержкой и стимулами для зеленого бизнеса Казахстан сможет достичь углеродной нейтральности к 2060 году, как обещал Президент Республики Казахстан.
Утрата биологического разнообразия признана одной из глобальных экологических проблем. Сокращение местообитаний и опустынивание остаются ключевыми проблемами для Казахстана. В основном, перечисленное является результатом быстрого и неконтролируемого роста деятельности человека в прошлом веке за счет развития сельского хозяйства, реализации ирригационных проектов и промышленного загрязнения. Политика освоения «целинных» степей в 50-60-е годы ХХ века привела к повсеместной деградации земель, катастрофически негативно сказавшейся на почве и качестве среды обитания в степной и предгорной зонах. В настоящее время потеря или деградация среды обитания в результате прямого преобразования или изменения моделей землепользования, чрезмерной охоты на животных и перелова рыбы, а также воздействия инвазивных чужеродных видов являются основными причинами утраты биоразнообразия в регионе. В рамках проекта WECOOP мы оказываем техническую помощь странам Центральной Азии в разработке общих подходов по защите биоразнообразия в регионе.
3
Представительство ЕС является убежденным сторонником Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Все проекты сотрудничества ЕС с Казахстаном и странами Центральной Азией направлены на содействие по достижению ЦУР в регионе.
Благодаря нашему тесному сотрудничеству с ООН мы постоянно поддерживаем стремление Казахстана и стран Центральной Азии к достижению ЦУР. В этом контексте мы только что запустили региональную программу «Центрально-азиатская платформа ЦУР», цель которой заключается в обеспечении обмена знаниями в поддержку стран Центральной Азии для отслеживания и корректировки ключевых социально-экономических политик путем мониторинга прогресса, финансирования ЦУР, а также повышения эффективности региональных программ ЕС.
В частности, на региональном уровне мы будем координировать усилия по оценке национальных финансовых пробелов, используя методологию Интегрированной национальной финансовой системы (INFF) и текущих оценок финансирования развития. Наряду с этим мы также будем стимулировать региональный обмен лучшим передовым опытом. Это будет осуществляться посредством предоставления инструментов, которые могут поддерживать разработку политики на основе фактов и отслеживать прогресс в достижении ЦУР во всех региональных программах ЕС, уделяя особое внимание политике с трансграничным воздействием, включая окружающую среду, воду и биоразнообразие, торговлю и социальное развитие. Я очень рад запуску этого проекта, который будет реализован ПРООН, а наше Представительство будет радо поделиться с вами его первыми результатами, как только они появятся.
Д-р Тило Клиннер, чрезвычайный и полномочный посол Федеративной Республики Германия в Республике Казахстан
1
Германия рассматривает изменение климата в качестве наиболее серьезной проблемы XXI века, поскольку глобальное потепление уже оказывает свое пагубное воздействие на окружающую среду, океаны и естественную среду обитания. В этой связи мы привержены достижению целей Парижского соглашения на национальном уровне и в то же время продвигаем более амбициозные цели по нулевым выбросам CO2 на глобальном уровне. Для полного выполнения Парижского соглашения Германия удвоила свой вклад в международное климатическое финансирование и ежегодно предоставляет в общей сложности 4 млрд евро. Поскольку развивающиеся страны особенно страдают от изменения климата, Германия также взяла на себя обязательство поддерживать их в борьбе с негативными последствиями изменения климата. Мы считаем, что пандемия COVID-19 может стать поворотным моментом для зеленого подъема, когда государственные и частные фонды помогут преобразовать наши экономические структуры в сторону более зеленой и устойчивой экономики. Поскольку изменение климата также представляет собой растущую угрозу безопасности, Германия поставила вопрос климата и безопасности во главу своей повестки дня во время председательства Германии в Совете безопасности ООН в 2019-2020 г.г. и будет продолжать продвигать его на многосторонних форумах.
2
Преследуя амбициозную повестку дня в области климата, Германия сократила свои национальные выбросы более чем на 40% по сравнению с уровнем 1990 года, сохранив при этом свое экономическое развитие. Тем временем мы повысили свои цели и стремимся сократить выбросы на 65% к 2030 году и на 88% к 2040 году по сравнению с 1990 годом. Германия хочет стать климатически нейтральной страной к 2045 году. Мы используем все доступные инструменты для сокращения выбросов, в том числе за счет налогообложения предприятий, деятельность которых сопровождается выбросами CO2 в области отопления и транспортировки. Германия также выделяет около 54 млрд евро на экологически безопасные инициативы или инвестиции. В конечном итоге, мы рассматриваем изменение климата как исключительно коллективные усилия, выходящие далеко за пределы наших границ, в которых Германия хочет играть ведущую роль в защите климата.
3
Германия и Программа развития ООН совместно работают над реализацией Плана 2030 и ЦУР в рамках так называемого «главного партнерства» (Prime Partnership). Германия гордится тем, что с 2017 года внесла самый крупный государственный вклад в ПРООН. Стабилизация, предотвращение конфликтов, содействие занятости, изменение климата и меры по адаптации к изменению климата — вот некоторые из основных направлений нашего партнерства. Особенно благодаря нашему основному финансированию Германия поддерживает усилия ПРООН по ускорению структурных преобразований в странах, которые выбирают путь устойчивого развития. Кроме того, партнерство имеет множество аспектов и уровней, включая финансирование проектов и программ, участие в дискуссии о международном развитии, а также обучение и вовлечение персонала и экспертов. Создание идей и помощь в разработке решений для развития является одним из самых актуальных достижений нашего партнерства. Один из конкретных примеров, который можно привести, заключается в том, что Германия является одним из инвесторов-основателей сети ПРООН Accelerator Lab, которая была инициирована более чем в девяноста странах, в том числе в 2020 году в Казахстане. Следуя новому методу работы, команда Accelerator Labs стремится работать с местными предпринимателями и новаторами для выявления, тестирования и быстрой адаптации инновационных решений для решения конкретных задач национального развития. Идея такого рода поддержки предельно ясна и нацелена на решение проблем развития, которые должны приниматься во всех странах. Для достижения универсальных целей все страны имеют общий вклад и несут общую ответственность за реализацию общего глобального видения прогресса на пути к безопасному, справедливому и устойчивому жизненному пространству для всех людей. В этом и заключается суть Целей устойчивого развития.
Паскуале Д’Авино, чрезвычайный и полномочный посол Итальянской Республики в Республике Казахстан
1
Италия входит в число ведущих стран мира по борьбе с изменением климата. Мы приняли решение активизировать нашу работу в ближайшие месяцы в направлении успешного заседания Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26), которая состоится в Глазго в ноябре 2021 года. При этом Италия будет сопредседателем вместе с Великобританией. В рамках этого мероприятия мы намерены сплотить стороны Парижского соглашения, в частности членов G20, которые соберутся в этом году под председательством Италии, чтобы укрепить свои климатические амбиции.
2
Изменение климата и сохранение окружающей среды относятся к категории сложных проблем, решения которых связаны с тем, какие мы примем решения в части формирования наших экономических и производственных систем в последующие десятилетия. Италия была одной из первых стран, осознавших безотлагательную необходимость в принятии глобальных действий по борьбе с изменением климата. Мы незамедлительно взяли на себя обязательство работать в этом направлении и призываем другие страны сделать то же самое, чтобы достичь нулевых чистых выбросов парниковых газов не позднее 2050 года. Также мы должны приложить совместные усилия по принятию мер до 2030 года, направленные на поддержание предельного значения температуры 1,5 градуса Цельсия в пределах досягаемости. Мы можем уменьшить выбросы не только за счет использования существующих технологий, но и за счет разработки дополнительных инноваций. Наши усилия будут охватывать сектора от энергетики до транспортной системы, промышленности и сельского хозяйства.
3
Нынешняя пандемия добавила неожиданный уровень сложности к и без того сложной задаче по достижению устойчивых целей, стоящих на повестке дня ООН на период до 2030 года. Также текущая ситуация замедлила процесс по предоставлению каждому жителю планеты возможностей и надежды на устойчивое и справедливое развитие. Мы надеемся, что международное сообщество сможет выступить с мерами по поддержке расходов и использованию инвестиционного потенциала наиболее уязвимых стран, которые пострадали больше всего в этот сложный период. Все перечисленное потребует определения дополнительных инструментов «зеленого финансирования», в том числе за счет более активного участия частного сектора.
Андрей Карстенс, чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов в Республике Казахстан
1
Изменение климата, рост населения и истощение запасов сырья являются острыми глобальными проблемами, которые необходимо решать человечеству. Нидерланды расположены в дельте трех основных рек, впадающих в Северное море. На протяжении веков мы одновременно страдали и извлекали выгоду из этого обилия водных ресурсов и тесной взаимосвязи со всем, что с ними связано. Столетия делали нас сильнее, умнее и рациональнее в управлении имеющимися водными ресурсами. Теперь, когда изменение климата вызывает повышение уровня моря, мы должны более внимательно отнестись к этому насущному вопросу, требующего безотлагательного решения.
В целом, основные экологические проблемы, связанные с изменением климата, вызваны парниковым эффектом, связанным с выбросами парниковых газов. Поскольку эти выбросы являются трансграничными, этот вопрос не может быть решен одной страной в одиночку. В этом вопросе необходимо плотное глобальное сотрудничество для обеспечения устойчивого зеленого развития, в котором природа играет важную роль. Перед нами стоит ряд вызовов во время переходного периода в вопросах обеспечения энергией, продовольствием и достижения устойчивого развития. Это позволит нам решить проблему выбросов парниковых газов и создать экономику, основанную на безотходном производстве. Это не только приведет к достижению равновесия в нашей природе и экономике, но также будет способствовать улучшению условия жизни людей. Поэтому общее участие бизнеса, науки, граждан и общественных организаций является ключевым для достижения этих целей.
2
Трудно выделить только три основные проблемы, поскольку их, на самом деле, намного больше. Для Нидерландов этими проблемами, вероятно, являются повышение уровня моря, увеличение речного стока и реакция природы на изменения температуры в сторону повышения. Хотя наблюдаемые эффекты еще не привели к серьезным проблемам в нашей стране, вполне вероятно, что последующее изменение климата и его последствия могут усилиться в ближайшие десятилетия. По всей вероятности, сухое и чрезвычайно жаркое лето будет более частым, тогда как количество чрезвычайно холодных зим уменьшится, а частота проливных дождей увеличится. У животных и растений будет мало времени, чтобы физически приспособиться к этим изменениям или своевременно мигрировать. То же самое может относиться и к людям.
3
Нидерланды несут обязательства по таким нескольким соглашениям ООН по борьбе с изменением климата, как Рамочная конвенция об изменении климата 1992 года. Этот документ является самым первым договором, регулирующим вопросы, связанные с климатическими изменениями. Наша страна также участвует в реализации норм, содержащихся в Киотском протоколе 1997 года и климатическом соглашении 2015 года, подписанном в Париже. Наша климатическая политика направлена на сокращение выбросов парниковых газов, чтобы ограничить рост температуры и замедлить изменение климата. В конце концов, своевременно проводимые профилактические меры являются более эффективными и рентабельными, чем устранение последствий в будущем. В то же самое время мы принимаем меры по адаптации к последствиям изменения климата. Например, к ним относятся мероприятия по предотвращению наводнений, защите источников пресной воды, укреплению плотин и дюн, а также увеличению растительности в городах. Все перечисленное в значительной степени соответствует всем целям в области устойчивого развития, включая проекты, реализуемые ПРООН.
Джун Ямада, чрезвычайный и полномочный посол Японии в Республике Казахстан
1
Япония является ведущей страной, принимающей активное участие в решении глобальных экологических проблем. Это делается не обязательно ради успешности в этом направлении, а, скорее, из-за неудач, связанных с решением имеющихся проблем. Пережив полное опустошение после Второй мировой войны, Япония целенаправленно стремилась к экономическому росту в течение десятилетий. В конечном итоге, наша страна достигла уровня возрождения, который был описан как «чудо». Однако из-за исключительной ориентации на развитие промышленности, увеличение объемов производства и игнорирования хрупкости природы, появились серьезные факторы, негативно повлиявшие на окружающую среду. В первую очередь, речь идет о загрязнении воды ртутью и кадмием. Далее следует серьезное загрязнение воздуха. Название города Минамата, пострадавшего от ртути, содержащейся в промышленных сточных водах, лишь сейчас стало культовым символом этого горького урока, извлеченного нами. В 2013 году, уже после свершившегося факта, международное сообщество приняло Минаматскую конвенцию о ртути.
Столкнувшись с такими суровыми реалиями, в 1971 году правительство Японии создало Агентство по охране окружающей среды. На протяжении последних четырех-пяти десятилетий наша страна продолжала долгую и упорную борьбу за спасение своей драгоценной окружающей среды. Благодаря ряду недавно введенных правил и технологических инноваций постепенно стало улучшаться состояние атмосферы и воды. Сегодня густонаселенный район Большого Токио, в котором проживает более тридцати миллионов жителей, по праву гордится качеством своей атмосферы и водопроводной воды, чистота которой вполне может соответствовать самым высоким международным стандартам.
Япония охотно делится своим опытом в области защиты окружающей среды с международным сообществом. Между Японией и Казахстаном тоже ведутся различные совместные проекты. Япония внесла свой вклад в проект водоснабжения и канализации столицы Казахстана сразу после ее переноса из г. Алматы. Недавно Япония профинансировала серию проектов по борьбе с вырубкой лесов в Кызылординской области.
Экологические проблемы представляют собой, по сути, универсальную и общую проблему для всего человечества. В этом смысле Японии тоже есть чему поучиться у Казахстана. В марте 2021 года Япония и пять стран Центральной Азии провели онлайн-семинар, посвященный чистой энергии. Мы искренне ценим вклад наших казахстанских коллег.
2
Я отметил бы следующие экологические проблемы, которые являются наиболее актуальными для человечества. Изменение климата, несомненно, является действительно актуальной темой. Япония будет стремиться к нулевым чистым выбросам к 2050 году. В то же время мы будем стремиться к достижению нулевого уровня выбросов углерода и созданию общества, которое не оставляет углеводородных следов. Японское общество внимательно относится к вопросам, относящимся к морской среде. На протяжении всей своей истории японский народ жил и процветал, сотрудничая с окружающим Японию океаном. Таким образом, защита морской среды имеет для нас жизненно важное значение. Правительство Японии продолжает принимать различные меры по сохранению морских ресурсов и по утилизации пластиковых отходов, находящихся в океане.
Для густонаселенной Японии, чье население в 6,5 раз превышает население Казахстана, а территория составляет лишь седьмую часть Казахстана, вопрос по утилизации отходов имеет воистину жизненно важное значение. В нашей стране бытовой мусор перед его вывозом тщательно сортируют по типам материалов: горючие / негорючие, пластик многоразового пользования, стекло, жестяные изделия, бумага, батареи и т.д. Наряду с уменьшением объема отходов вопрос по переработке все еще имеет большее значение. Законодательство теперь требует, чтобы бытовая электроника подлежала переработке. В совокупности в ней содержится большое количество жизненно важных редких металлов, которые могут быть извлечены путем вторичной переработки. Хотя Япония практически не добывает природные ископаемые, значительные объемы металлов производятся в Японии благодаря таким усилиям по переработке. Это делает страну довольно богатой на переработанные ресурсы. Японское движение «3R» (сокращение, повторное использование, переработка) и слоган «MOTTAINAI» («вплоть до последнего никогда ничего не трать впустую») можно повсеместно применять во благо мирового сообщества.
3
Все семнадцать целей в области устойчивого развития ООН, лежащих в основе Повестки дня до 2030 года, имеют непосредственное отношение к Японии. При этом цель «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для устойчивого развития» имеет дополнительное значение для Японии как морской страны.