Многогранная экология

  1. Главная
  2. Все статьи
  3. Лица
  4. Многогранная экология
В наше время экологическую составляющую повседневной жизни уже практически невозможно игнорировать. Речь идет не только об ужесточающихся требованиях и острой конкуренции на рынке. Экологические проблемы начинают достаточно активно обсуждаться не только на уровне крупного бизнеса, но и на уровне гражданского общества. Виктор Коваленко, руководитель практики услуг EY в области устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине, в беседе с The Ecolomist поделился своим мнением по ряду различных тем, волнующих людей. Проблемы давно вышли за рамки обычных дефиниций, требуя к себе повышенного внимания. Рисков, связанных с устойчивостью, производственной безопасностью и изменениями климата, становится больше, по причине чего не принимать их во внимание уже не получится.

Угроза человечеству

Первой проблемой, на которую следует обратить внимание, является высокопрогнозируемый дефицит пресной воды в мире. С вопросом нехватки воды человечество сталкивается уже сегодня, а в ближайшие десятилетия он перейдет в разряд наиболее острых. Согласно мнению экспертов, борьба за доступ к источникам пресной воды приобретет стратегический характер. Если в ХХ веке причиной военных конфликтов являлось владение нефтегазовыми месторождениями, то в этом столетии за воду будут вестись войны, в том числе экономические.

Второй проблемой, с которой столкнется человечество, станет загрязнение воздуха. Особую актуальность она приобретет в крупных городах и промышленных центрах мира. Речь идет не о выбросах парниковых газов, а об основных источниках загрязнения. Мегаполисам придется решать вопрос, связанный с растущим количеством автомобилей. Если в развитых странах доля автомобилей с большим сроком эксплуатации является низкой, то в развивающихся странах этот показатель значительно выше. Дополнительную нагрузку придает некачественное топливо, которым заправляются автомобили. Если в городе расположены чадящие ТЭЦ, то проблема загрязнения воздуха усугубляется.

К третьей проблеме можно отнести интенсивное обезлесение планеты. Наличие фактов, подтверждающих увеличение лесных площадей на Земле, несомненно, радует. Но имеются данные, согласно которым зеленый покров во многих странах мира неумолимо сокращается. Планомерная вырубка лесов и лесные пожары давно стали обычным явлением. Учитывая рост населения и усиливающееся загрязнение воздуха, инициатива по высадке новых лесов, озвученная на СОР26, является обнадеживающей. Она позволит естественным образом сокращать концентрацию углекислого газа из атмосферы. Также появление новых лесных массивов будет способствовать увеличению популяции животных и сохранению биоразнообразия.

Следующей проблемой, которая приобретает четкие очертания, станет нехватка продовольствия по всему миру. Особенно сильно этот кризис ударит по странам, где наблюдаются истощение почвы, дефицит воды и экстремальные погодные условия. Эти факторы значительно снижают возможность выращивать нормальный урожай. Уже сейчас во многих странах природные катаклизмы сводят на нет усилия аграриев. С другой стороны, не стоит забывать о том, что для производства, казалось бы, «зеленого» биотоплива изымаются значительные сельскохозяйственные угодья. Они могли бы использоваться для производства продовольствия, что ставит под сомнение целесообразность выработки биотоплива в мировом масштабе, если оно производится из по сути продуктов питания, а не отходов растение-и животноводства.

Все в мире относительно. Если для некоторых стран проблемы продовольствия и обезлесения не являются столь критичными, то для других они могут обернуться катастрофой. На сегодняшний день на проблему изменения климата страны смотрят по-разному. У каждой страны имеются свои проблемы, которые в других считаются менее серьезными. Хотя, в этом вопросе должен применяться общий подход.

Новая формула воды

Для Казахстана водный вопрос является одним из критичных. Он должен решаться в правовом поле со странами Центральной Азии, откуда реки, поступающие в Казахстан, берут свое начало. Помимо этого, в стране нужно рационально использовать имеющиеся скудные водные ресурсы посредством восстановления оросительных систем и использования новейших технологий в сельском хозяйстве. Показательным является пример Израиля, где благодаря инновационным подходам в неблагоприятных с аграрной точки зрения условиях, умудряются собирать по три урожая в год. Вложенные значительные средства сегодня приносят пользу и приносят прибыль.

Также следует выстроить или восстановить некогда работавшую систему управления водными ресурсами, которая предотвратила бы наводнения и засуху в разное время года. Здесь все упирается в достижение консенсуса по эффективному использованию воды с соседними странами. Если рассматривать этот вопрос через призму энергетики, то следует совместно развивать гидроэнергетику. В определенные сезоны страны, богатые водой, могли бы генерировать чистую электроэнергию на своих гидроэлектростанциях, передавая ее излишки Казахстану. В зимнее время Казахстан бы компенсировать электроэнергию. Поэтому логически напрашивается решение существующей проблемы в плоскости единого энергетического рынка Центральной Азии. Ведь в советское время он неплохо работал, что позволяет рассмотреть возможность возвращения к этой практике с учетом текущих реалий.

Еще одним источником пресной воды являются подземные воды. Необходимо наладить работу по геологической разведке подземных вод и выстроить соответствующую инфраструктуру. Бережное отношение к подземным ресурсам может решить проблему дефицита воды. Картирование подземных вод позволило бы проектировать строительство водоводов, которыми успешно пользуются в Израиле. Подземную воду можно было бы доставлять в засушливые регионы Казахстана и использовать на удовлетворение сельскохозяйственных и бытовых нужд населения страны.

Велосипедный транспорт

Для развития велосипедного транспорта в Казахстане можно применить опыт Нидерландов. Опираясь на личный опыт, хотелось бы отметить, что в городе Алматы я редко пользуюсь велосипедом. Основной причиной этому является отсутствие безопасных велосипедных парковок в городе и в деловых центрах. Даже бизнес-пространства премиум-класса, как Esentai Tower, где находится наш офис, имеют проблемы в этой сфере. Велопарковка вроде бы есть и даже расположена на виду у охраны. Но ранее были случаи кражи велосипедов средь бела дня. Вместо того, чтобы сделать удобную и охраняемую стоянку для велосипедов в паркинге бизнес-центра, имеем то, что имеем – я не рискну оставлять там свой велосипед. При этом отсутствие душевых в офисном центре также сильно затрудняет поездки на работу на велосипеде.

Пока в городе не будет представлена возможность безопасно парковать велосипед, чтобы максимально снизить возможность его кражи, количество желающих пересесть на двухколесный транспорт не будет расти. Дело не в передвижении, что является отдельным вопросом, а в том, что по прибытии в пункт назначения его негде надолго оставить. Когда я жил в Киеве, я чаще пользовался велосипедом, который можно было оставлять в небольшой специально оборудованной кладовке.

Опыт развитых стран показывает, что на велосипед пересаживаются, в основном, офисные работники для поездок на работу и обратно, что делает процесс удобным и безопасным. Также к активным пользователям велосипедов относятся энтузиасты, экоактивисты и курьеры, которым приходится часто ездить в пределах одного района. Для них главным условием является наличие удобных и безопасных парковок. В этом плане в Нидерландах имеется хорошо развитая инфраструктура велопарковок. Для офисных работников организованы душевые комнаты, где они могут принять душ и переодеться. Как вариант, люди хранят на работе деловую одежду, в которую переодеваются по приезде на работу. В случае, если эти две составляющие будут приняты во внимание в городах Казахстана, можно будет говорить о том, что люди начнут пересаживаться на экологически чистый вид транспорта.

Третьей сложностью, с которой сталкиваются велосипедисты, является отсутствие безопасного движения на дорогах города. Городской велосипед должен быть оснащен зеркалами, фарами и катафотами, чтобы максимизировать уровень комфорта во время езды по городу. Велосипедист должен иметь специальный шлем и удобную одежду. С одной стороны, со стороны может показаться, что езда на велосипеде является достаточно простым занятием, но она требует должной подготовки, высокого уровня ответственности и наличия культуры вождения. Учитывая малое количество специально выделенных велодорожек в городе, можно ездить и вдоль трассы, что достаточно опасно. Принято считать, что в европейских странах все ездят максимально аккуратно и правильно, но не следует переоценивать их водителей. Культура вождения хоть там и выше, но все же далека от идеала.

Безусловно, наличие сети выделенных и оснащенных велодорожек значительно облегчило бы жизнь велосипедистов и побудило бы многих пересесть на велосипед. С одной стороны, это снизило бы количество автомобилей, загрязняющих воздух в городе. С другой стороны, возросшее количество велосипедистов потребует постоянное развитие инфраструктуры. Нужно будет строить велопарковки по всему городу и прокладывать велодорожки по основным маршрутам. При этом велосипед не должен стать источником новых проблем в городе.

Сейчас набирают популярность электрические самокаты и мопеды. Последние умудряются ездить по тротуарам, создавая опасность для пешеходов. Также они, как и автомобили, загрязняют воздух выхлопными газами. Мопеды должны ездить по автомобильным дорогам и их следует отнести к категории автомобильного транспорта. Что касается пешеходов, гуляющих по имеющимся велодорожкам, то им также нужно следовать правилам, запрещающим ходить по велодорожкам. В Нидерландах работает презумпция невиновности велосипедиста, совершившего наезд на пешеход. Там виновным считается человек, который ступил на велодорожку. С людьми, нарушающими это правило, никто не церемонится. Поэтому, ратуя за развитие велосипедного транспорта в городе, необходимо не забывать о воспитании пешеходов и повышении их уровня осведомленности. Там, где есть права, появляются и обязанности.

СОР26, СОР27…

Мир постепенно приходит к пониманию того, что декарбонизация рано или поздно приведет к более широкому использованию атомной энергии. Человечество должно разработать высокие и надежные технологии, которые будут гарантировать безопасность и умелое управление отходами. Люди имеют ограниченное количество источников энергии, часть из которых вскоре окажется под запретом. Поэтому в этих условиях атомная энергетика может стать прекрасным дополнением к возобновляемым источникам энергии. Страны, не имеющие гидроресурсов и углеродных полезных ископаемых, могли бы закрыть вопрос энергетической безопасности. Но у этой медали есть обратная сторона – опасность техногенных катастроф и аварий на атомных электростанциях.

Принимая во внимание этот аргумент, ради справедливости нужно отметить, что аналогичная авария на любом химическом заводе может привести к не менее масштабной катастрофе. История знает и помнит немало таких трагических случаев, но атомофобия имеет бóльшую силу. Еще одной проблемой, связанной с атомной энергетикой, является дальнейшая утилизация отходов. Современный уровень технологий позволяет хоронить бóльшую часть отработанных материалов. Но уже появляются технологии, благодаря которым можно повторно использовать львиную долю ядерных отходов, направляя их на обогащение и заново запуская в производство энергии.

Надежные и проверенные технологии смогут решить имеющиеся проблемы, уменьшить страхи людей и обеспечить ренессанс атомной энергетики. При этом важно не упускать из виду гигантские объемы различного мусора и химических отходов, которые ежегодно подлежат захоронению. Если те же высокотоксичные химические отходы вырвутся наружу, они могут стать причиной экологической катастрофы, не меньшей той, что может быть вызвана аварией на АЭС. Человечеству, которое ускоренно идет по пути декарбонизации, нужно усиленно инвестировать в разработку безопасных атомных технологий.

Пытливый читатель может привести пример Чернобыля и Фукусимы. В течение двух лет мне довелось поработать на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), которая 15 декабря 2000 года навсегда прекратила генерацию электроэнергии. В качестве консультанта я был вовлечен в процессную часть этого опасного проекта. Он заключался в постепенном выводе ЧАЭС из эксплуатации и преобразованию разрушенного в результате аварии четвертого энергоблока в экологически безопасную систему. Ведь именно неправильно прописанные процессы привели к аварии, имевшей место 26 апреля 1986 года.

В ноябре 1986 года взорвавшийся четвертый реактор был накрыт куполом, получивший название «Саркофаг». Срок службы этого сооружения оценивался от двадцати до сорока лет. После его возведения он неоднократно укреплялся. В связи с высокой степенью рисков разрушения старого саркофага над ним был построен еще один купол, получивший название «Конфайнмент». Считается, что новый купол продержится порядка ста лет со дня его возведения. Это достаточно хороший срок, учитывая продолжающиеся активные реакции внутри реактора и сохраняющийся довольно высокий уровень радиации под куполом.

На ЧАЭС использовались технологически неустойчивые и опасные реакторы РБМК-1000, которые сейчас нигде в мире не используются, кроме как на одной российской АЭС. Даже те современные реакторы , которые работают в большинстве стран мира, совершенно по-другому устроены. Но обжегшись на молоке, не следует дуть на воду. Человечество уже никогда не откажется от использования атомной энергии. Негативная апелляция к атомной энергетике, исходя из произошедших аварий в СССР и Японии, является недальновидным шагом. Современный мир постепенно приходит к осознанию того, что при должном управлении и проверенных технологиях атомная энергия является выходом для человечества из сложившейся экологической ловушки.

Декарбонизация требует отказа от использования ископаемого топлива, заменить которое пока практически нечем. Утопичным считается мнение, что мир сможет жить на одних только ВИЭ. Возможно, в далеком будущем энергетическая проблема решится, когда будет осуществлен революционный научный прорыв в системе хранения энергии. Когда эти технологии станут масштабными с промышленной точки зрения, финансово доступными и устойчивыми в обслуживании, можно будет говорить о способности аккумулировать большие объемы энергии. В этом случае можно будет позволить себе остановить свой выбор исключительно на ВИЭ. До тех пор, пока эти технологии не будут разработаны, проект по переводу всего мира на ВИЭ и использование накопителей в качестве балансирующих мощностей окажется чрезвычайно дорогостоящим. Не все страны, включая Казахстан, смогут безболезненно перейти на этот формат.

Тем не менее, необходимо продолжать поиск альтернативных источников энергии. Их дефицит может запросто остановить мир и негативно отразиться на цифровой его составляющей. Несмотря на взятый миром курс на декарбонизацию, странам приходится вновь возвращаться к этому углеродному топливу из-за растущего дефицита газа в мире. Встав на этот сложный путь отказа от углеродного сырья, нельзя в одночасье отказываться от газа. Как минимум, в течение ближайших десятилетий он останется ключевым ресурсом, являясь относительно менее вредным для экологии в сравнении с углем и нефтепродуктами. Принимая во внимание масштабы использования газа в промышленности и энергетике, полностью перекрывать ему дорогу, по крайней мере, на данном этапе нельзя. Это влечет за собой рост цен на газ и на электроэнергию.

Страны, в особенности члены ЕС, вынуждены возвращаться к угольной генерации, тем самым увеличивая потребление угля. Тут невольно возникает шахматный термин «вилка»: либо нужно вкладываться в газовую энергетику и увеличение объемов добычи газа, либо инвестировать в атомную энергетику. Один из выбранных способов может помочь миру отказаться от угля. Следует не забывать про социальные факторы, связанные с высвобождением большого количества рабочих и консервированием действующих угольных шахт. В случае, если человечество нацелено лишь на использование ВИЭ, отказываясь от использования газа и атомной энергии, то без угля в этом случае будет трудно обойтись. По данным международных аналитиков, новейшие угольные технологии позволяют в определенной степени сделать «коричневую» энергетику более чистой.

Также немаловажной является необходимость разграничивать тему выбросов загрязняющих веществ и выбросов парниковых газов. Если первые имеют безотлагательный негативный эффект здесь и сейчас, то последние приводят к постепенному изменению климата с отложенным эффектом. С другой стороны, если технологически преобразовать угольную генерацию в более «зеленый» формат, то это приведет не только столько к сокращению выбросов парниковых газов, сколько к снижению объемов загрязняющих веществ, пыли и твердых частиц.   Этот способ считается относительно оптимальным, если имеется возможность в течение какого-то переходного периода использовать чистую угольную энергетику при дефиците газа, отсутствии атомных мощностей и невозможности подключить балансирующие объемы гидроэлектроэнергии.

Говоря о ситуации в Казахстане, в стране имеется немало активов угольной генерации, которые давно выработали свой ресурс или скоро его выработают. Вопрос заключается столько не в их закрытии, а в поиске альтернативных ресурсов в случае, если они окончательно перестанут работать из-за износа, а не из-за обязательств по декарбонизации. Рано или поздно этот вопрос встанет ребром, когда возникнут серьезные аварии с тяжелыми последствиями. К ним можно отнести сбои в электро- и теплоснабжении, что неприемлемо в условиях нашего климата. Поэтому, адаптируясь под наши реалии, предпочтительнее думать не о скорейшем закрытии угольных шахт, а в их модернизации.

Текущая ситуация

В последнее время, вопреки всем оппонентам, в мире резко возросла роль угля, в том числе из-за настойчивых попыток раньше времени открещиваться от угольной, газовой генерации и атомной энергии. В Казахстане не так много альтернативных источников энергии. Есть страны с высоким гидропотенциалом и подходящим климатом, которые позволяют развивать ВИЭ. В этом случае система является сбалансированной. Поэтому целесообразно рассматривать данный вопрос в связке газа и ВИЭ, которые смогут друг друга поддерживать. В ней газовые мощности могут стать балансирующими и маневренными, неся базовую нагрузку. Поэтому Казахстан стоит перед дилеммой, чем заменить уголь даже при условии его постепенного вывода. В этом случае ВИЭ окажется не в состоянии компенсировать дефицит электроэнергии. Казахстану следует комбинировать имеющиеся ресурсы ВИЭ с импортным газом, чтобы нарастить мощности и постепенно увеличивать долю «зеленой» энергии.

Бытует мнение, что из-за текущих высоких цен на энергоносители, «зеленая» повестка и вовсе может быть отложена на неопределенный срок. С одной стороны, позиция развитых стран в свете геополитической ситуации в Украине подтверждает ускорение энергоперехода. Эти страны хотят скорее отказаться от углеродных ископаемых, обрести энергетическую независимость и распространять свои технологии по всему миру. С другой стороны, высока вероятность того, что высокие цены на энергоресурсы сильно ударят грядущей зимой. До наступления холодов развитым странам следует быстрее решить проблему диверсификации наращивания мощностей. Поэтому по итогам СОР27 станет ясно будет ли приостановлена «зеленая» повестка или все же получится выйти из цугцванга.

Экологический консалтинг

Традиционно для реализации проектов, связанных с решением экологических проблем, у нас не принято привлекать серьезных консультантов. Вступление в силу требований по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) может привнести определенный экологический эффект. Практика показывает, что консалтинговым компаниям редко платят за сугубо экологические проекты. Консультантов привлекают в тех случаях, когда встает вопрос денег, связанный с поиском финансирования или с проведением экономической оценки проекта. Определенные экономические и экологические эффекты могут быть гарантированы проектами по мониторингу и процессу внедрения каких-либо новшеств на предприятиях.

Проекты, связанные с решением экологических проблем и их последствий имеют слабый приоритет. Противоречие заключается в том, что экология остается сиротой в семействе проблемных вопросов, хотя все считают ее самой важной. Государственное регулирование может заставить принять во внимание экологические проблемы и привнести в них экономический смысл. Но опять-таки пока не произойдет какой-либо экологический инцидент, мало кто сильно задумывается об экологии.

В преддверии конгресса «ECOJER»

Как и в прошлом году, предстоящий II Международный конгресс «ECOJER» поднимет насущные экологические проблемы через призму бизнеса. Несомненно, в стране продвигается немало экологических инициатив, поддерживаемых энтузиастами. Выхлоп от таких проектов останется на достаточно низком уровне, пока они не будут комплексно не будут поддерживаться государством и крупным бизнесом. Поэтому такая площадка для экспертных дискуссий объединяет представителей государственных органов, бизнеса, экспертных кругов и экоактивистов для обсуждения существующих проблем в плоскости бизнеса. К сожалению, реалии жизни таковы, что за все нужно платить. Поэтому обсуждение проблемных вопросов и продвижение экологических проектов должно осуществляться на языке, понятном бизнесу.

Нужен универсальный экспертный язык, на котором экоактивистам и ассоциациям нужно научиться говорить, чтобы привлекать средства. Конгресс «ECOJER» предоставляет свою площадку, на которой развиваются эти необходимые навыки и выстраиваются полезные коммуникации. Во время конгресса можно будет в конструктивном ключе поднять и обсудить вопросы, выслушать мнения участников и на этой основе подготовить рекомендации для государства по конкретным болезненным вопросам, связанным с экологией. В продолжение диалога, начатого год назад, нужно планомерно и терпеливо находить общие точки соприкосновения и вовлекать бизнес в решение экологических проблем. Невозможно в одночасье выявить и решить все проблемы, в мгновенье ока сделав всех счастливыми.

ESG-рейтинги

Что касается ESG-рейтингов, то предпосылкой для их успешного внедрения может создать сотрудничество с агентствами, которые присваивают эти рейтинги. Их достаточно много на рынке, но к наиболее крупным игрокам можно отнести Sustainalytics, S&P, MSCI, SSI и EcoVadis. На данный момент в мире началась работа по гармонизации их подходов, с целью унификации и сопоставления рейтингов, присваиваемых различными агентствами. ESG-рейтинги пока далеки от этого, поскольку хоть они и базируются на одних и тех же данных, их расчеты и методология пока остаются закрытыми.

Резкий рост использования ESG-рейтингов будет наблюдаться после унификации методологии и их публичности. Следует иметь в виду, что ESG-рейтинги – это про риски и финансы, которые рассматриваются через призму восприятия рынков капитала. Они научились эффективно хорошо распознавать регуляторные, операционные, финансовые, валютные и репутационные риски. ESG-рейтинги лежат несколько в иной плоскости. В недалекой перспективе вопрос о выделении финансирования будет рассматриваться инвесторами с учетом ESG-рисков. Никто не умаляет важность спасения птичек и ежиков, но мышление инвесторов сильно отличается.

В момент, когда компании научатся выявлять, описывать и объяснять свои риски на международных рынках капитала на понятном им языке, тогда наступит расцвет ESG-рейтингов в Казахстане. Получения рейтингов ради галочки или престижа недостаточно. Можно вывести четыре уровня получения ESG-рейтингов. К первому можно отнести решение и готовность собственника бизнеса внедрять рейтинг, чтобы расписать все бизнес-процессы, выявить проблемы, вести учет и систематизировать деятельность по принципу «все побежали, и я побежал». Ко второму относятся различные репутационные факторы, ограничивающиеся дежурными коммуникациями и стандартными отчетами. Третий уровень предполагает строгие требования со стороны рынков капитала и инвесторов. На четвертом уровне фигурирует требование со стороны государства, что в итоге просто ограничивается комплаенсом.

 

 

 

Предыдущая запись
На пути к декарбонизации: повестка ГМК Казахстана
Следующая запись
Глобальная экологическая эстафета

Актуально сегодня

Свежие статьи

Меню