2-3 июня 2022 года в столице Швеции было проведено глобальное мероприятие «Стокгольм+50», созванное Генеральной Ассамблеей ООН в преддверии Всемирного дня окружающей среды. Проведение мероприятия совпало с празднованием 50-летия со дня проведения первой Конференции ООН по окружающей среде в 1972 году. Именно тогда впервые были озвучены глобальные проблемы, влияющие на окружающую среду. В стокгольмских дискуссиях полувековой давности приняли участие представители ста двадцати двух государств, которые вместе с другими участниками приняли ряд экологических инициатив. Они включают в себя Стокгольмскую декларацию и План действий по охране окружающей среды. По итогам той конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (UNEP).
Стокгольмская конференция 1972 года стала первым международным форумом, на котором было заявлено о включении в программу действий на правительственном уровне мер для решения актуальных экологических проблем и вопросов охраны окружающей среды.
Спустя пять десятилетий после той исторической встречи в Стокгольме, мир столкнулся с тройным планетарным кризисом, связанным с изменением климата на Земле. Он включает в себя повышенный уровень загрязнения и накопленных отходов, утрату биоразнообразия, а также другие сопряженные планетарные экологические проблемы, которые негативно влияют на состояние планеты. Нездоровая планета угрожает не только достижению Целей в области устойчивого развития (ЦУР), но и будущему безопасному развитию человечества.
The Ecolomist предлагает обзор четырех из пятидесяти тематических сессий, проводившихся в рамках Stockholm+50. Более детально ознакомиться со всеми материалами двухдневного мероприятия можно на официальном сайте Stockholm+50.
Морис Стронг, генеральный секретарь Стокгольмской конференции 1972 года: «… человек подошел к одному из тех основополагающих моментов в своей истории, когда его собственная деятельность является основным фактором, определяющим его будущее».
Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН: «…тройной кризис является нашей экзистенциальной угрозой номер один и требует срочных, всесторонних усилий, чтобы изменить ситуацию».
Циркулярное финансирование: от устойчивого восстановления до создания «зеленых» рабочих мест
Изменение моделей потребления и производства, расширение замкнутого цикла и устойчивое финансирование являются ключевыми темами, которые стали приоритетными во время дискуссий на национальном, региональном и глобальном уровнях. Создание замкнутого цикла в экономике требует эффективного управления отходами и загрязнением, сохранения ценности материалов и продуктов для их циркуляции в экономике, а также восстановления природных систем. Это ведет к отходу от нынешней добывающей промышленной модели «бери, производи и избавляйся». Постепенно назревает переход от линейной экономики к экономике замкнутого цикла. Циркулярность является глобальным действием всех стран, заинтересованных в ускорении этого процесса. Однако большинству финансовых учреждений еще предстоит устранить связанные с этим риски и направить усилия по осведомлению игроков рынка о больших возможностях с точки зрения привлечения инвестиций.
Соня Лейтон-Коне, исполняющая обязанности заместителя исполнительного директора UNEP
Во избежание негативного воздействия климатических изменений на биоразнообразие и экологию человечеству придется изменить формат ведения бизнеса, развития экономики и культуру потребления. Коллективная неспособность людей понять, что сегодняшние чрезмерное потребление ресурсов и накопление отходов приближают наступление масштабного планетарного кризиса, может привести к необратимым последствиям. Настало время осознать, что в основе всей глобальной экономической системы лежит природа. Все предприятия напрямую зависят от активов природного капитала и экосистемы, либо через свои цепочки поставок. Более половины мирового ВВП в умеренной или высокой степени зависит от состояния окружающей среды. Поэтому государство и бизнес должны относиться к экологии, как к своему ценному, а не бросовому активу.
Первым шагом к переосмыслению должна стать реструктуризация экономики в пользу ее цикличного развития. Более того, этот подход должен стать глобальным, поскольку ни одна страна мира не сможет справиться с этой задачей в одиночку. Аргумент в пользу утилизации отходов в будущем должен быть отброшен. Использованные материалы и ресурсы должны оставаться в обращении как можно дольше. Утешительной новостью является то, что компании по всему миру постепенно начинают использовать модели экономики замкнутого цикла. Они осознают свою способность создавать рабочие места и стимулировать устойчивое развитие. В последние годы на международных рынках капитала наблюдается пятикратный рост корпоративных и суверенных облигаций, ориентированных на экономику замкнутого цикла. К 2023 году крупнейшие финансовые институты ЕС планируют инвестировать не менее 10 млрд евро в циркулярную экономику.
На сегодняшний день структура UNEP Finance разработало глобальное руководство для банков по эффективности использования ресурсов и установлению целей экономики замкнутого цикла. Оно позволяет сотрудничать с более чем четырьмястами шестьюдесятью банковскими, инвестиционными и страховыми организациями для создания финансовой индустрии новой фармации. Для ускорения этого процесса необходимо укрепить партнерские отношения между глобальными инициативами и региональными проектами. Отсутствие формальной таксономии и надежных мер по продвижению циркулярного бизнеса являются основными проблемами.
Массимиано Теллини, глобальный руководитель подразделения по развитию цикличной экономики Intesa Sanpaolo
Intesa Sanpaulo является одним из самых устойчивых финансовых институтов в мире, прикладывающий значительные усилия по развитию экономики замкнутого цикла. По состоянию на 31 декабря 2021 года банковская группа направила 7,7 млрд евро на финансирование проектов в Италии и в Европе в области экономики замкнутого цикла. Согласно специальному исследованию, проведенному итальянским Университетом Боккони, экономика замкнутого цикла оказывает положительное влияние на снижение риска дефолта заемщиком в кратко- и среднесрочных кредитах.
Вредное воздействие на окружающую среду может быть устранено за счет устранения первопричин, а не последствий. В этой связи переработка не решает всей проблемы. В первую очередь, целесообразно делать акцент на первоначальном источнике решений, ориентированных на защиту окружающей среды. Современные инвестиции стремятся к инновациям, к высокотехнологичным материалам и к эффективным решениям, которые позволяют перенастроенным бизнес-моделям процветать в системе новой экономики.
Рикардо де Векки Галиндо, руководитель отдела государственно-частного партнерства IDB Invest
Тенденция перехода к экономике замкнутого цикла набирает обороты. Показатели, подтверждающие эту тенденцию, наблюдаются в одиннадцати из двадцати шести стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако в регионе по-прежнему отсутствует достаточная нормативно-правовая база для дальнейших циркулярных инициатив по развитию делового сотрудничества между крупными, средними и малыми предприятиями. Банк выступает площадкой для обмена лучшими практиками и знаниями, что позволяет налаживать диалог между заинтересованными сторонами. В IDB Invest применяется трехсторонний подход, основным звеном которого является предоставление финансирования. К примеру, в Колумбии, в партнерстве с тремя коммерческими банками разрабатывается таксономия, соответствующая национальному плану сингулярной экономики страны. После успешного тестирования полученный опыт будет применяться во всей финансовой системе Колумбии через национальную банковскую ассоциацию.
IDB Invest всячески содействует своим клиентам в анализе рынка и нормативно-правовой базы, совместно выявляя конкурентные циркулярные возможности и разрабатывая долгосрочные экономические стратегии. Все это осуществляется на платформе Latitud R, которая была разработана усилиями Межамериканского банка развития, латиноамериканской сетью переработчиков и рядом предприятий. Участники частного сектора объединились в рамках Региональной инициативы по инклюзивной переработке (IRR) для развития систем переработки с экономической, социальной и экологической устойчивостью. Эксперты способствовали формализации и улучшению условий для переработчиков на низовом уровне, чтобы сделать вторичную переработку более ответственной. Стратегический подход участников рынка стал возможным благодаря инновациям в измерениях Impact Focus, взаимодействию с платформой Next Ventures и инновационному финансированию инклюзивной экономики замкнутого цикла.
Предоставление такого вида финансирования высвобождает средства частного сектора, которые направляются им на создание внутренних возможностей. На финансовом рынке тестируются инновационные финансовые инструменты, которые стимулируют амбициозный переход к трансформации экономики. IDB Invest участвовал в сделке по одному из крупнейших выпусков облигаций устойчивого развития в Латинской Америке. Речь идет о «голубых» и «зеленых» облигациях, которые окажут положительное влияние на мобилизацию финансирования экономически важных проектов.
IDB Invest в координации с UNEP создает Фонд технической помощи, чтобы разблокировать циркулярные инвестиции в Латинской Америке. Это позволит предоставлять финансирование для улучшения знаний, разработки новых технологий и увеличения потенциала, чтобы начать реализацию пилотных проектов и структурирование финансовых инструментов.
Метте Грангаарт Лунд, технический эксперт по «зеленым» рабочим местам Международной организации труда (МОТ)
Успешный переход к экономике замкнутого цикла к 2030 году позволит создать 78 млн новых рабочих мест по всему миру и потерять при этом 71 млн. МОТ продвигает механизм, ориентированный на людей, которые перейдут на новый рынок труда и модернизированную экономику. Когда мы думаем о циркулярных рабочих местах и когда мы смотрим на то, какие рабочие места существуют в циркулярной экономике, они должны быть безопасными и надежными. Справедливый переход, по сути, сочетает амбициозные действия по борьбе с изменением климата с социальной справедливостью, что включено в конкретные рекомендации от МОТ. Перед нами стоит большой вызов, ведь мы должны гарантировать людям, что они смогут быть переобучены во время перехода. К примеру, даже ввод электромобилей без водителей в таксопарки может положительно повлиять на экологию, но отрицательно – на людях.
Между всеми заинтересованными сторонами должно быть намерение создавать «зеленые» рабочие места для молодежи и реализовывать образовательные проекты. Необходимо создать устойчивое сотрудничество между молодежными организациями, частным сектором, социальными партнерами, академическими кругами и правительством. Расширение прав и возможностей молодежи позволит уже сейчас прививать ей новые необходимые навыки вкладывать инвестиции в их переквалификацию. В этом случае большинство молодых специалистов сможет найти свое место в новой системе.
Арона Сумаре, главный специалист по изменению климата и «зеленому» росту Африканского банка развития (АБР)
АБР является секретариатом Африканского альянса и экономики замкнутого цикла. В вопросе перехода к цикличной экономике на африканском континенте слышны позиции двух сторон. Представители одной стороны говорят, что традиционно занимались переработкой продукции в рамках своей деятельности торий. Вторые задаются вопросом об инструментах для интеграции текущего состояния с будущей экономикой замкнутого цикла. По сути, доля по-настоящему цикличной экономики в мировой экономике составляет менее 8%.
Некоторые страны, расположенные к югу от Сахары, ежегодно производят около 174 млн т отходов, объем которых вырастет в три раза к 2050 году. К примеру, в Гане на сегодняшний день перерабатывается лишь 6-7% всех отходов. Правительствам африканских стран предстоит большая работа по разработке инструментов по безболезненному переходу и адаптации к новым правилам игры. Благо, для этого имеется много возможностей. Для коммерческих банков и институтов развития основная проблема заключается в поиске оптимального и эффективного способа выхода из образовавшегося порочного круга. АБР стремится привлечь около 25 млрд долларов США в течение следующих пяти лет, чтобы помочь отраслям в борьбе с изменением климата. Это является отправной точкой, чтобы решить проблему смягчения последствий климатических изменений. Для этого странам предстоит повышать свою устойчивость к изменению климата, энергоэффективность и внедрять новые технологии.
Кроме того, рост бедности, плохая инфраструктура и все проблемы, связанные с обеспечением хорошо оплачиваемой работы остаются острейшими проблемами континента. Этими вопросам будет заниматься Альянс африканской экономики замкнутого цикла, который был создан АБР для ускорения принятия необходимых решений. Разрабатываемые инструменты позволят внедрять инновации и обеспечить правильную схему финансирования. На данный момент в фокусе находятся несколько направлений. Во-первых, необходимо обеспечить продовольственную безопасность. Во-вторых, нужно оптимизировать процесс переработки. Уже более шестнадцати стран сейчас работают над введением запрета на аккумуляцию пластиковых отходов. В-третьих, необходимо модернизировать текстильную промышленность, которая играет существенную роль в экономиках африканских стран и обладает огромным потенциалом. Не менее ключевыми секторами являются сельскохозяйственное производство, которое должно получить дополнительный импульс для развития. Проводится исследование в области горнодобывающей промышленности.
Африканские страны испытывают дефицит в новых знаниях, технологиях и отсутствие новых стандартов данных, что не позволяет создавать новые способы ведения бизнеса. Для масштабирования преобразований должны произойти две вещи. Во-первых, нам нужно найти способ снизить риск притока капитала в циркулярный бизнес. Во-вторых, нам нужно создать новый поток «зеленых» проектов в Африке. Речь идет об оказании поддержки частному сектору посредством программ развития малого и среднего бизнеса, предоставляя грантовое финансирование и инкубируя рыночные сделки. На данный момент в странах африканского континента насчитывается более двухсот пятидесяти новых стартапов. Но для их имплементации нужны рабочие модели и финансовые схемы поддержки. АБР может это предоставить для развития «зеленых» импульсов на местах.
Будущий план действий состоит в том, чтобы сопоставить имеющееся с ESG-индексами и стандартами. Дальнейшее использование финансирования должно проводиться в формате трастового фонда с участием нескольких доноров. Понадобится вовлечение технических специалистов в таких ключевых секторах, как ВИЭ сельское хозяйство и «зеленая» инфраструктура. Реализация этого плана приведет к появлению новых «зеленых» рабочих мест. Одной из наших флагманских программ являются проекты ВИЭ в одиннадцати странах, расположенных к югу от Сахары. Там уже реализуются крупномасштабные программы по переработке сельскохозяйственной продукции, используя оптимизированные аграрные программы. Эти секторы могут стать ускорителями для привлечения инвестиций в другие секторы экономики. Наряду с этим нужно искоренить финансовую безграмотность, внедрять новые финансовые навыки, что поможет людям, которые действительно нуждаются в этой поддержке.
Мадлен Ронкаст, глава отдела по управлению экологическими и социальными рисками финансовой группы FirstRand
FirstRand является крупнейшей финансовой компанией в Южной Африке, известной своими передовыми решениями, связанными с охраной окружающей среды и биоразнообразия. Компания проводит исследования в области устойчивого сельского хозяйства, которое затрагивает риски, связанные с окружающей средой и влияет на нее. Наше тематическое исследование подтверждает, что некоторые из наших основных коммерческих клиентов занимаются устойчивым сельским хозяйством, внедрив в него замкнутую модель. Южноафриканские фермеры умело ведут хозяйство, наилучшим образом используя природные ресурсы. Некоторые молочные фермы полностью оснащены солнечными электростанциями.
Южная Африка сталкивается с проблемой изношенных угольных станций, вырабатывающих основную часть электроэнергии из угля. В стране нередки частые отключения электроэнергии, поэтому фермеры нивелировали этот риск, используя ВИЭ. Ведь их производство и склады не должны ни на секунду оставаться без электричества. При этом они отказываются оцифровывать и автоматизировать процессы, чтобы гуманнее относиться к животным и сохранить рабочие места. Высококачественная молочная продукция хорошо востребована на местном рынке и поставляется в дальние страны. Нереализованная в магазинах продукция должным образом собирается в отдельном месте, где перерабатывается упаковка, а сама продукция затем используется как удобрение для люцерны, которая используется в качестве корма для скота. Аналогичная схема используется для сохранения и повторного использования воды.
Единственным источником выбросов углерода по-прежнему остается транспорт, который перевозит молочную продукцию. Фермеры также используют большой котел, чтобы собирать навоз для его повторного использования. Это позволяет уменьшить выбросы метана в атмосферу. Банк старается делиться этим кейсом с другими компаниями, чтобы показать все преимущества цикличной модели, уменьшающей зависимость бизнеса от внешних факторов. Такие компании всегда остаются на хорошем счету у финансовых институтов, которые охотно выдают им «зеленое» финансирование для дальнейшего развития. Рынок начинает понимать, что ведение «зеленого» бизнеса позволяет экономить значительные средства.
Катя Шур, руководитель группы экономики замкнутого цикла GIZ
Циркулярная экономика — это достаточно широкая сфера, не ограничивающаяся только технологиями переработки. Агентство GIZ заинтересовано в проведении различных исследований в части применимости решений и анализа основных препятствий, стоящих на пути дальнейших инвестиций в экономику замкнутого цикла в различных странах. В проектах GIZ затрагиваются аспекты экономики замкнутого цикла во многих секторах, включая сельское хозяйство, ВИЭ, депозитные схемы для пластика, аккумуляторов и т.д.
Существует набор инструментов, необходимых для создания равных условий для участников экономики замкнутого цикла, включающих в себя благоприятную деловую среду и нормативно-правовую базу. Доступ к финансированию и снижение рисков являются ключевыми областями. Основное внимание уделяется проектам по предотвращению образования отходов, который в большей степени сосредоточен на объединении усилий со стороны представителей бизнеса и исследовательских институтов. Немаловажным является тесное сотрудничество между техническими агентствами и финансовыми институтами. Если говорить о нормативно-правовой базе и рыночных механизмах, то в исследованиях GIZ рассматриваются различные финансовые инструменты, системы РОП, налоговые льготы, а также стимулирующие механизмы, как гранты.
Выравнивание водных ресурсов
Целостный подход к управлению водными ресурсами является ключом к успешному выполнению Повестки дня до 2030 года, чтобы обеспечить здоровый и устойчивый мир для будущих поколений. В настоящее время страны разрабатывают свои планы по отдельности, не согласовывая их с рыночными инвестиционными решениями и обществом. Согласование общих действий могло бы позволить инновациям и финансированию поддерживать устойчивую среду обитания человека. На этом заседании основное внимание было уделено вопросам формирования экосистемного мышления и согласования вопросов по водным ресурсам. Сотрудничество с правительствами, гражданским обществом, частным сектором, инвесторами и молодежью поможет выработать механизмы по выравниванию водных ресурсов. Вода должна стать интегратором эффективных стратегий и финансирования, что будет иметь воздействие на различные преобразования.
(Фото: Патрик Шнайдер)
Никогда еще в истории человечества водные ресурсы и экосистемы не находились под таким стрессом и давлением, как сейчас. В то же время усиливающееся глобальное внимание к воде, кульминацией которого станет Всемирная конференция по водным ресурсам в 2023 году в Нью-Йорке, является явным признаком того, что мир осознает важнейшую роль воды для будущего человечества. Вот почему так важно внедрять водо- и энергосберегающие, экологически безопасные и циркулярные технологии. Водные ресурсы не являются бесконечными, как знания и осведомленность об окружающей среде. Вода играет центральную роль в устойчивом развитии, но является недоинвестированной.
Ученые говорят, что человечество не может просто приспособиться к климатическому кризису, к которому в скором времени будет добавлен водный. Для недопущения этого нужно уже сейчас приступать к широкомасштабным преобразующим действиям. К двум основным векторам выравнивания водной повестки относятся ведение постоянного и конструктивного диалога вокруг воды, а также привлечение заинтересованных в сторон к вопросам инвестирования в водный сектор.
Сесилия Шарп, директор департамента по сотрудничеству с международными организациями Шведского агентства по сотрудничеству и развитию (SIDA)
В 1972 году в Стокгольмскую декларацию было включено большое количество свидетельств антропогенного вреда, нанесенного Земле, включая загрязнение воды. Улоф Пальме, бывший премьер-министр Швеции (1969-1976 и 1982-1986), еще на первой климатической конференции говорил о возникшей экологической чрезвычайной ситуации, призывая мировых лидеров предпринять немедленные действия. Полвека спустя человечество все еще продолжает говорить и находится далеко от достижения ЦУР №6 и других тесно связанных с ней глобальных целей в области сохранения биоразнообразия, климата и продовольственной безопасности.
На протяжении многих лет члены Глобального водного партнерства курировали инициированную ими Концепцию интегрированного управления водными ресурсами, которая все еще не потеряла своей актуальности. Системный подход связывает все заинтересованные стороны, чтобы договориться об эффективном и устойчивом использовании и распределении водных ресурсов между всеми пользователями. Международные банки развития готовы инвестировать в водоснабжение, инфраструктуру и санитарию. Но по-прежнему существует проблема с привлечением инвестиций в страны с низким уровнем дохода, имеющих высокие риски. Для их снижения необходимы благоприятная среда с более сильными институтами, эффективным менеджментом, работающим законодательством и благоприятным деловым климатом. Интегрированная национальная рамочная структура финансирования (INFF) действительно предназначена для того, чтобы помочь крайне уязвимым странам преобразовать свои финансовые системы, способных привлекать инвестиции для ЦУР.
Китти ван дер Хейден, директор департамента международного сотрудничества министерства иностранных дел Нидерландов
В течение последних двух десятилетий проблема водоснабжения описывалась как фрагментированная. Большинство последствий изменения климата проявится в гидрологическом цикле (круговорот воды в природе). Люди словно забывают о них, полностью сосредоточившись лишь на повышении температуры. Конечно, оно провоцирует различные стихийные бедствия и изменение уровня осадков. Соответственно, совокупность последствий имеет волновой эффект практически на все секторы, включая продовольственную безопасность. Оборотная сторона этого уравнения заключается в том, что вода является ограниченным ресурсом, хотя ее объемы остаются таким же, как во времена динозавров. Выросла численность населения, а следовательно и спрос на воду, еду и энергию.
Бóльшая часть используемой энергии производится из углеродного сырья. Далее требуется чрезмерные объемы воды для охлаждения тепловых электростанций. На планете из-за засухи испытывается дефицит воды, которая нужна для сельского хозяйства, ежедневного потребления и гидроэлектростанций. Дефицит и отсутствие воды приведет к замедление темпов экономики и может вовсе поставить крест на дальнейшем существовании человечества. На предстоящей водной конференции Нидерланды являются со-организаторами вместе с Таджикистаном. На конференции должны быть услышаны голоса представителей не только правительства и бизнеса, но и академической среды, НПО и местных жителей. Причем замечательные вдохновляющие речи, которые так часто слышны в подобных местах, должны быть ориентированы на действие. Поэтому конференция должна быть межотраслевой. Все государства, научные сообщества, финансовые институты и бизнес должны выступить с добровольными обязательствами.
Для выполнения обязательств необходимы тематическое и финансовое планирование. Есть несколько работающих практик, финансируемых правительствами Германии и Нидерландов, а также различными фондами. Этот проект предполагает создание небольших частных компаний из мелких землевладельцев, которые являются одними из крупнейших потребителей воды. Рациональное использование ими воды является одной из норм ESG. Экономия воды и электроэнергии при производстве продуктов питания делает мелкие компании более привлекательными для инвесторов и повышает устойчивость производителей к изменению климата.
В Гааге функционирует Глобальный альянс за «зеленые» и гендерные действия, адаптирующий местные сообщества под новые реалии. Этот альянс является консорциумом местных НПО, который финансирует различные полезные проекты, включая те, что связаны с водой. На местные организации возложена ответственность за реализацию проектов и им даны права решать, как, что и когда они финансируют. Так, на местном уровне люди проявляют инициативы, продвигают проблемы и решают проблемы. Если в каждой стране на таком микроуровне будут решаться проблемы, то экологическая мозаика сложится в пользу окружающей среды. В конечном итоге, все окажутся в выигрыше.
Том Грассо, ассоциированный вице-президент Фонда защиты окружающей среды
70% всей воды, используемой на планете, потребляется сельским хозяйством, производством продуктов питания и другими видами сельскохозяйственного производства. В развивающихся странах этот показатель достигает более 90%. Поэтому, прежде всего, стратегия решения проблемы использования воды должна начинаться с сельского хозяйства. Это глобальная проблема, но в некоторых странах мира она более критична, чем в других. Для этого нужны стратегии, ориентированные на регионы, наиболее сильно страдающие от нехватки или избытка воды. Странам мира необходимо интегрированное и согласованное управление водными ресурсами с вовлечением законодательства в области регулирования водными ресурсами, вовлечения глобальных финансов и инвестиций. Причем, дискуссии должны вестись на национальном и субрегиональном уровнях.
Карин Кронхоффер, директор по стратегии и коммуникациям Swedfund
Водный сектор все еще остается недоинвестированным. Инвесторам и держателям капитала необходимо пересмотреть свое представление о глобальном водном ландшафте. Наблюдается увеличением разрыва между спросом и предложением на основной источник жизни. По оценкам экспертов, в 2030 году этот разрыв составит 40%, что может привести к гуманитарному кризису и негативно повлиять на развитие мировой экономики. По подсчетам Всемирного банка, в 2050 году мировой ВВП снизится на 11,5% из-за дефицита воды. Инвестиции в водный сектор должны вливаться уже сейчас, но инвесторы очень настороженно себя ведут при переходе в эту отрасль.
В отличие от ВИЭ вода трудно поддается ценообразованию. Транспортировка воды является дорогой, но это не отражается в тарифах, которые люди платят за использование этой воды. Люди не хотят, чтобы рынок определял цену на воду, что означает высокую цену на воду в будущем. 60% портфеля проектов приходится на страны, находящиеся к югу от Сахары. Бизнес-модель Фонда основана на устойчивости и на влиянии на общество. Капитал должен быть терпеливым и ориентироваться на долгосрочный результат. В чрезвычайно водоемком сельскохозяйственном секторе нужно выращивать культуры, которые не потребляют много воды. В целом, производство продовольствия должно быть сопряжено с применением инноваций и новых технологий.
Шрея Рамачандран, основатель некоммерческой организации GreyWater
Вода, использованная в жилых и коммерческих помещениях является чрезвычайно ценным ресурсом, поскольку она может быть повторно использована. Так называемая «серая» вода во всем мире составляет от 45 до 70% сточных вод, образующихся в домашнем хозяйстве. По сравнению со многими другими решениями, такими как сбор дождевой воды, который может быть ограничен в силу неразвитой инфраструктуры или засушливого климата, проект Grey Water становится действительно стабильным и надежным источником оборотной воды. Ее можно повторно использовать для различных целей: в качестве подпитки грунтовых вод, при орошении земель и для смыва нечистот. Необходимо выравнивание объемов сточной воды, особенно в местах ее повторного использования воды. Это решение может быть реализовано субъектами из разных секторов, в домах, на предприятиях, в офисных помещениях, в школах и в сельском хозяйстве. Несмотря на наличие технологий и понимание этой проблемы, применение этой идеи носит фрагментарный характер.
В первую очередь, для этого нужны системы, которые упорядочили бы повторное использование сточных вод. Во многих странах мира разработаны и используются стандарты повторного использования и сброса сточных вод. Следующим шагом должно стать масштабирование и унификация стандартов в разных странах и отраслях. Многие люди просто не осознают взаимосвязь между водными и климатическими проблемами. Недостаток осведомленности просачивается и в молодежное пространство. Важно вовлекать молодежь, определенная часть которой является маргинальной. Как можно требовать от людей рационально использовать воду и заботиться о природе, если они никогда в жизни об этом не слышали? Поэтому образование и вовлечение на местах должна стать основой для действий. Далее молодежь охотно подключится к процессу совместной разработки технических решений и новых технологий. Поощрение молодежного предпринимательства в области водного хозяйства может объединить людей и предложить много полезных инструментов.
Управление отходами: диалог между мэрами городов о стремлении к нулевым отходам
Управление отходами уже давно является предметом острой дискуссии в обществе. Неуправляемые отходы негативно воздействуют на здоровье человека, окружающую среду и социально-экономическое развитие страны. Парадигма линейной экономики привела к увеличению потребления продуктов, изготовленных из первичных материалов, а также к низкому уровню их переработки или повторного использования важных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, в 2050 году образование отходов увеличится на 70%. По меньшей мере, 33 % всех мировых отходов неправильно утилизируется в результате хранения под открытым небом или сжигания. Более 2 млрд человек не имеют доступа к пунктам по сбору отходов. При этом, менее 2% пластика, используемого в упаковочных материалах, используется повторно.
Местные органы власти, муниципалитеты городов и регионов играют ключевую роль в управлении отходами. Управление муниципальными отходами является услугой, представляющей общий интерес; таким образом, все граждане должны иметь равный доступ к этому процессу, начинающемуся с сортировки отходов.
Тони Кларк, управляющий директор Шведской ассоциации управления отходами (Avfall Sverige)
SWMA является экспертной организацией в секторе утилизации отходов, представляя интересы двухсот девяноста шведских муниципалитетов и порядка полутораста частных предприятий. В этом году наряду с празднованием 50-летия со дня проведения Стокгольмской конференции, Ассоциация празднует свое 75-летие. На текущий момент в Швеции вывозится менее 1% отходов на свалки. Страна все выше поднимается по иерархии отходов. Долгосрочной целью Швеции является достижение нулевых отходов. Во многих странах накапливаются огромные свалки и поддерживается открытое сжигание отходов, что оказывает негативное влияние на окружающую среду. Отсутствие менеджмента в области управления отходами приводит к загрязнению водных ресурсов, почвы и воздуха. Поэтому в данном вопросе ЦУР №12 является центральной. Она тесно связана со всеми целями, что говорит о многогранности этой проблемы.
За счет расширения и распространения знаний создаются лучшие условия для рационального использования материалов, химических веществ, чистой воды и управления отходами. ЦУР №7 не только заботится о доступной и чистой энергии, но также обращает внимание на содержание энергии в отходах. ЦУР №9 способствует разработке более совершенных процессов для более эффективного управления отходами. ЦУР №11 отводит центральную роль устойчивым городам и сообществам, в которых управление отходами играет важную роль в городской или общественной инфраструктуре. ЦУР №14 препятствует попаданию большого количества отходов в водную среду. Наконец, есть ЦУР, направленная на создание сильных институтов, способствующих развитию системы управления отходами, снижению коррупционных рисков и укреплению взаимодействия внутри общества.
Началось сотрудничество между Ассоциацией и ПРООН, когда был реализован пилотный проект в трех городах, в трех разных частях мира с тремя уровнями развития. Работа велась в Сан-Хосе (Коста-Рика), в Кигали (Руанда) и в Тяньцзине (Китай), итоги которой вошли в специальный отчет для ООН. В декабре 2021 года был подписан Меморандум «О дальнейшем углублении сотрудничества», который предполагает создание технической платформы или информационного центра, через который города со всего мира смогут обмениваться опытом и получать поддержку в своих усилиях по обращению с отходами.
Совместно с правительством Швеции разрабатывается компонент электронного обучения для лиц, принимающих решения на местном и национальном уровнях. Муниципалитеты оказывают общественные услуги для общества, включая услуги по ежедневному управлению отходами. Муниципалитеты должна нести политическую ответственность за правильное управление отходами в рамках работы и планирования. Муниципалитеты являются очень хорошими партнерами, когда речь идет о государственно-частном партнерстве, межмуниципальном сотрудничестве и создании возможностей интеграции с другими услугами. К ним относятся водоотведение, производство электроэнергии и многое другое.
Карлос Сильва, президент международной ассоциации твердых отходов (ISWA)
ISWA является единственной международной ассоциацией, работающей исключительно над устойчивым и профессиональным управлением отходами во всем мире. Она имеет возможность привлечь внимание заинтересованных сторон и органов власти для предотвращения последствий загрязнения. Открытое сжигание отходов обычно происходит в наиболее необустроенных частях городов, затрагивая здоровье социально уязвимых слоев населения. В мире девять из десяти человек дышат загрязненным воздухом каждый день. Причем, бóльшая часть воздуха загрязняется за счет сжигания отходов, что приводит к 7 млн преждевременных смертей в год.
Недавно ISWA опубликовала Отчет о будущем сектора управления отходами, в котором рассматриваются тенденции, связанные с перспективами и проблемами сектора отходов в течение этого десятилетия. В нем содержатся опыт и лучшие практики стран, являющихся членами ISWA. Эти материалы лягут в основу Дорожной карты Ассоциации по достижению 17 ЦУР. Таким образом, для защиты здоровья и окружающей среды, смягчения последствий изменения климата, повышения эффективности использования ресурсов, развития экономики замкнутого цикла, продвижения надлежащего управления и инклюзивности необходимо заботиться о безопасности труда и здоровье работников, работающих в этой вредной и тяжелой отрасли.
Процесс обеспечения доступа к адекватному управлению отходами для всех слоев населения должен включать в себя интеграцию новых технологий и передовых решений. Они помогут перерабатывать отходы и восстанавливать потенциал, содержащийся в отходах. Эпоха локального сдерживания закончилась и перешла в фазу объединения идей, усилий и вкладов. ISWA установила партнерские отношения с UNEP для разработки глобального обзора управления отходами с самыми последними данными о более эффективном управлении отходами во всем мире. Сотрудничество с UN-Habitat позволяет решать проблемы городских сточных вод. Партнерство с Коалицией по климату и чистому воздуху позволяет смягчить изменение климата и поддерживать муниципалитеты во внедрении более эффективных методов управления отходами.
Ивонн Денис Аки-Сойерр, мэр г. Фритаун (Сьерра-Леоне)
Порой может казаться, что концепция нулевых отходов является невозможной для развивающихся стран, где значительные инфраструктурные проблемы остаются нерешенными. Город Фритаун занимается управлением отходами с 2018 года, где собирается и утилизируется 6% жидких и 21% твердых бытовых отходов. На начальном этапе была рассмотрена вся цепочка создания стоимости управления отходами. Первый шаг был сделан с изменения поведения людей с применением метода «кнута и пряника». Был объявлен конкурс на создание самой чистой зоны в городе. Позже таких зон стало триста двадцать две, а в последующем планируем довести это число до четырехсот восьмидесяти. Жители были собраны в достаточно маленькие группы, чтобы идентифицировать себя. Каждая инициатива на улучшение зоны поощрялась. Люди предлагали экологические инновации, сажали цветы и деревья, следили за чистотой в городе и занимались сортировкой своих отходов.
Справка The Ecolomist
Значительный ущерб столице Сьерра-Леоне причинила гражданская война, в ходе которой силы Объединенного революционного фронта пытались взять город штурмом и подвергли его обстрелу из минометов. Многие из разрушенных зданий не восстановлены до сих пор. Инфраструктура развита слабо, имеются регулярные и продолжительные перебои с водой и электричеством. Бытовой мусор выбрасывается горожанами прямо на улицы, либо в протекающие через город реки, откуда не убирается месяцами. Воздух сильно загрязнен выхлопами автомобилей и дизельных генераторов. В городе сложилась тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка, вследствие которой наблюдаются частые вспышки желудочно-кишечных инфекций и малярии.
Далее начали привлекаться инвестиции в общество через учреждение стипендий для детей. Граждане могли выбрать проблемный участок в виде неработающего колодца, плохого участка дороги или проект по управлению отходами. Появилась прямая зависимость между усилиями муниципалитета и улучшениями в обществе. В какой-то момент в городе возникли некоторые проблемы с финансированием, вызванные политическими причинами, но в 2021 году город вновь вернулся к тому, что было начато. Кнут тоже иногда применялся, поскольку в городе с населением в 1,2 млн человек работают лишь сто пятнадцать полицейских. Но он не стал проводником новизны, поскольку самой большой движущей силой является искреннее стремление самих людей изменить свое поведение и понять связь между правильным управлением отходами и их собственным здоровьем.
В отсутствие контроля за развитием инфраструктуры планируется передать местным властям полномочия по управлению зданием. На данный момент инфраструктурные проекты реализуются на национальном уровне, и потому не выполняются должным образом. В некоторых районах у людей нет доступа к велосипедным дорожкам и велосипедам, которые являются основным видом транспорта при сборе отходов. Таким образом, отсутствие элементарного городского планирования превращается в плохие процессы управления отходами. Поэтому городской муниципалитет работает над тем, чтобы внести изменения в действующее законодательство. Сегодня в секторе по управлению отходами создано более 50 000 новых рабочих мест. Для эффективной работы создан парк из ста двадцати трехколесных велосипедов, позволяющие более активно собирать отходы.
В перспективе будет реализован проект по строительству первой санитарной свалки, над которым мэрия города работает совместно со Всемирным банком и министерством финансов. Благодаря этому проекту будут закрыты все существующие незаконные свалки, которые являются источниками выбросов метана и прочих загрязняющих веществ. Стоимость проекта составляет 25-30 млн долларов США. Соответственно, этот вопрос не может быть решен за один день. Для того, чтобы продолжить сокращение использования незаконных свалок город работает над переработкой. В каждом квартале города имеются перевалочные пункты, облегчающие сбор мусора. В партнерстве с частной компанией Freetown Transformers реализован пилотный проект по преобразованию органических отходов в энергию на специальном биореакторе. Ожидается, что к концу 2022 года будут введены в эксплуатацию еще четыре реактора, а к концу 2023 года – сорок. Благодаря этому проекту 80% органических отходов, находящихся на свалке, будет переработано. Впервые в истории города был построен завод по очистке сточных вод, покрывающий 40% всего объема. Потребуется строительство еще одного завода, чтобы полностью закрыть этот вопрос. Накопленная «серая» вода используется для поливов и удобрений.
Сяофанг Чжоу, директор отдела Монреальского протокола ПРООН
Согласно оценке, проведенной ISWA и UNEP несколько лет назад, более 3 млрд человек по всему миру не имеют доступа к управлению отходами. В странах с низким и средним уровнем доходов, по крайней мере, одна треть твердых бытовых отходов подвергалась неправильному обращению, а две трети отходов были выброшены на открытые свалки. Этот сектор также способствует появлению пяти источников глобальных выбросов парниковых газов и может увеличиться до двадцати, если не будут предприняты какие-либо действия. Множество городов, в которых проживают десятки миллионов человек, нуждаются в срочной помощи и содействию в решении этой проблемы. Первым делом ПРООН решила создать Единый центр обмена информацией с партнерами для обучения и технической поддержки. Далее планируется создание безотходного механизма, обеспечивающего поддержку потенциала и разработку стратегии политического регулирования, а также совершенствование процесса планирования и управления. Третья идея заключается в создании партнерства для мобилизации результатов финансовых институтов и частного сектора, а также для создания устойчивой инфраструктуры и бизнес-моделей замкнутого цикла. Все это подробно изложено в новой публикации «Переход к экономике замкнутого цикла посредством управления химическими веществами и отходами».
The Ecolomist предлагает ознакомиться с полной версией отчета «Transitioning To A Circular Economy Through Chemical and Waste Management», подготовленного UNDP и GEF
Управление отходами является мощным инструментом для перехода к экономике замкнутого цикла, переработке бóльшего объема отходов и реализации новых «зеленых» проектов. Создание комфортных условий проживания в многочисленных городах по всему миру позволит не только улучшить экологическое состояние, а также решить проблемы бедности. Города станут конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов и посетителей.
Мэри Мэттьюс, советник по вопросам океанов ПРООН
Большинство городов расположено вдоль рек и побережий, что приводит к тому, что муниципальные отходы часто смываются в океаны или водоемы. Рост использования пластика превращается в головную боль для мэров многих городов. Инициатива ПРООН по инновациям в области защиты океанов, созданная при поддержке Швеции и Норвегии, направлена на активизацию прикладных технологий для борьбы с загрязнением и прочими угрозами, влияющими на океаны. Первая когорта экологических проблем сосредоточена на сокращении загрязнения морской среды. Это связано с другими задачами ЦУР, как снижение воздействия на окружающую среду городов, внедряющих экономику замкнутого цикла и управление химическими веществами и отходами. Благодаря поддержке ООН и граждан Коста-Рики мы проводим юридически жесткие меры, которые привлекают к расширенной производственной ответственности за засорение пластиковыми, стеклянными и металлическими отходами. Запрещается использование прозрачных пластиковых рыболовных снастей, выброс средств личной гигиены и чистящих средств. Также ужесточается регулирование процесса утилизации зерновых.
Местные органы власти и муниципалитеты являются важным источником информации о различных подходах к обращению с отходами. Их сотрудники помогают проводить исследования и разрабатывать соответствующую экологическую политику. К примеру, окурки являются одним из основных загрязнителей берегов и морей по всему миру. В Коста-Рике закон, запрещающий курение в местах отдыха, игнорируется. Что касается обращения с отходами на Мальдивах, то главная проблема заключается в проживании населения на низменных атоллах и широко рассредоточенных островах. Мальдивы должны институционализировать целостную стратегию управления отходами для удовлетворения сложных потребностей различных островов в сборе отходов. Для успешного выполнения этой задачи необходимо расширить инфраструктурные технологии по управлению мощностями и привлекать под них финансовые ресурсы. Поддержка организации Ocean Innovation Challenge (OIC) помогает изменить парадигму обращения с пластиковыми отходами на Мальдивах. Zero Waste Maldives и Министерство окружающей среды Мальдивских островов совместно работают над разработкой схемы расширенной ответственности производителя или EPR-схемы (Extended Producer Responsibility) для пластиковых и упаковочных отходов.
Данный подход будет представлен в администрацию президента для официального утверждения и реализации. EPR-схема может оказать значительное влияние на построение экономики замкнутого цикла на Мальдивах. У нее есть потенциал для создания «зеленых» рабочих мест и улучшения условий жизни на островах с недостаточным объемом финансирования. Использование схемы может расширить возможности женских комитетов по развитию, которые работают с местными компаниями по сбору мусора. Она будет стимулировать использование инновационных подходов на уровне производителей для повышения возможностей для вторичной переработки отходов, произведенных на Мальдивах.
Абдулла Назир, государственный министр в Министерстве окружающей среды, изменения климата и технологий Мальдивской Республики
Мальдивы – это цепь из двадцати шести атоллов, состоящих из 1 192 коралловых островков, расположенных в открытом океане. Утилизация отходов на островах является большой проблемой, учитывая, что небольшие острова находятся недалеко друг от друга. Одно время мусор, накопленный у побережья отдельных островов, являлся культурным явлением. Некоторые пляжи превращались в мусорные свалки. Но в настоящее время Мальдивы являются прекрасным местом отдыха. Накопление отходов, которые не разлагаются, все еще остается большой проблемой. После подводного землетрясения, случившегося в Индийском океане в декабре 2004 года, целые острова были усеяны отходами. С того времени страна добилась большого прогресса.
Фото: Шифааз Шамун
Мальдивы разработали соответствующую политику и законодательство по борьбе с отходами. Правительство сосредоточено на усилиях по сокращению использования пластика. Для этого была разработана политика поэтапного отказа от многих видов одноразового пластика к 2023 году, которая была одобрена на очень высоком уровне. С 1 июня 2022 года началась реализация первого этапа этой программы. Использование одноразового пластика будет запрещено. Недалеко от столичного острова сформирован специальный остров, на котором ранее сжигался весь накопленный мусор. Несколько месяцев назад сжигание было остановлено и сейчас на том месте ведутся реабилитационные работы.
Я думаю, что таким небольшим странам, как Мальдивы, необходимо решить логистические проблемы, и оснастить ключевые острова оборудованием по обращению с отходами, поступающими со всех островов. В рамках сотрудничества с АБР и Всемирным банком закупается большое количество техники, которое будет распределено по всем островам. Далее на всех ста восьмидесяти островах будут созданы центры управления отходами. Помимо технической составляющей, предстоит провести большую разъяснительную работу среди населения как сортировать отходы. С 1 июня 2022 года на Мальдивах действует закон, требующий сортировать отходы.
Сарто Ногейра, мэр г. Форталеза (Бразилия)
Форталеза — это пятый по величине город Бразилии с населением почти 3 млн человек. Город испытывает множество проблем с утилизацией отходов. Мэрия города работает над увеличением коэффициента переработки отходов, который составляет всего 9% (в среднем, по стране 4%). Перед городом поставлена цель достижения показателя в 50% в течение следующих пяти лет. Образование отходов является одной из центральных проблем в городах по всему миру, где социальное неравенство, отсутствие адекватных альтернатив и слабая осведомленность населения приводят к ухудшению здоровья населения, истощению почвы, загрязнению воздуха и городскому беспорядку.
В городе действует программа, согласно которой в городе выбираются порядка девяносто экологических пунктов. Жители могут сдавать в них отсортированные отходы, а взамен получить небольшую сумму денег или получить скидку на оплату коммунальных счетов. Город ведет разъяснительную работу среди населения по правильному отделению органических отходов от неорганических. Количество таких инициатив растет из года в год.
Ана Лусия Ферреро, вице-мэр кантона Курридабат провинции Сан-Хосе (Коста-Рика)
По данным министерства здравоохранения, в Коста-Рике ежедневно образуется 4 000 т отходов (1,1 кг отходов на человека). Именно эта проблема немногим более трех лет назад заставила пять муниципалитетов Коста-Рики начать совместную работу. Было принято решение применить командную модель управления под названием «Коммунитас». У проекта есть потенциал, чтобы помочь более чем 800 000 человек, которые живут на территории этих пяти муниципалитетов, а также мигрирующему населению, эквивалентное количеству жителей. Этот проект способствует сокращению выбросов парниковых газов за счет управления твердыми бытовыми отходами в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла.
Благодаря совместным усилиям пяти муниципалитетов можно будет избежать захоронения на свалке или сжигания 85% накапливаемых отходов. Текущая модель обращения с твердыми отходами в стране сводится к отправке 97,2% отходов на санитарные свалки. Участники проекта поставили перед собой цель сократить выбросы углерода на более чем 100 000 т в год для защиты здоровья граждан и улучшения качества окружающей среды. В случае реализации проекта, он станет первым ярким примером совместной работы на межмуниципальном уровне по обращению с отходами. Местные органы власти стремятся содействовать участию граждан и государственных деятелей в вопросах по защите окружающей среды в пользу новой модели обращения с твердыми отходами.
На сегодняшний день разработано Положение о понимании совместного управления отходами в направлении экономики замкнутого цикла. Этот регламент направлен на стандартизацию услуг и управления, предоставляемых на территории пяти муниципалитетов. Пять местных органов власти разрабатывают промежуточную модель управления отходами, которая помимо технологий способствует повышению образования и осведомленности граждан о сортировке отходов. За последний год в рамках этого проекта удалось вовлечь около 2 000 домохозяйств. Впереди предстоит большая работа по вовлечению других городов в проект, обещающий большие экологические, экономические и социальные выгоды.
Пересмотр экономической и финансовой модели
Линейные и основанные на ископаемом топливе экономические и финансовые модели больше не пользуются популярностью в мире нарастающего планетарного кризиса, климатических рисков, растущей социально-экономической неопределенности, неравенства и бедности. Это время многочисленных и взаимосвязанных глобальных кризисов требует широкомасштабных партнерских отношений, которые одновременно учитывают экономические, социальные и экологические аспекты, что создает устойчивость, достаточность и расширяет возможности для благополучия и процветания людей.
Текущая задача человечества состоит в том, чтобы исправить грубое нерациональное использование капитала, которое истощает природные ресурсы и экосистемы, подрывая при этом социальные основы и доверие к государственным институтам. Обязанность людей заключается в ускорении изменений в политике и инвестициях для инклюзивной, экологичной общесистемной социально-экономической трансформации, которая создает новые пути устойчивого развития и обеспечивает процветание для всех в пределах планетарных границ.
Преимущества «зеленого» восстановления начинают моделировать страны по всему миру, но им все еще не хватает инвестиций в устойчивые изменения. Сегодняшнее инвестирование в рабочие места и углеродно-нейтральную экономику завтра создаст устойчивость и равенство, позволяющие достичь ЦУР. Организация PAGE сотрудничает с государственными лидерами, чтобы развивать экономику замкнутого цикла.
Герд Мюллер, генеральный директор UNIDO
В 2022 году мировые бюджеты на вооружение и оборону выросли до 2 трлн долларов США. В то же время мировые расходы, направленные на международное развитие сократились до 180 млрд долларов США. Все эти проблемы сильнее всего бьют по беднейшим из бедных, поэтому нужно серьезно облегчить бремя задолженности беднейших стран мира. Во-вторых, нужно провести инвестиционную кампанию для устойчивого развития сельского хозяйства и защиты климата. В-третьих, нам нужно предпринять шаги по созданию справедливой мировой торговой системы, в которой эксплуатация людей и природы в развивающихся странах будут остановлены. В-четвертых, декарбонизация должна помочь сократить дальнейший рост выбросов парниковых газов. Для внедрения новых способов создания устойчивой экономики необходимо пользоваться девизом «прогресс за счет инноваций». UNIDO является платформой для трансферта технологий и знаний, которых у нас предостаточно. Применение устойчивого подхода к росту и рационального потребления должны помочь решить глобальные проблемы. Они могут быть преодолены только при наличии глобального сотрудничества и всеобщей ответственности.
Вирджиниюс Синкевичус, европейский комиссар по окружающей среде, океанам и рыболовству
Европейский союз стремится содействовать справедливому переходу к углеродно-нейтральной экономике замкнутого цикла в Европе и во всем мире. Цикличная экономика является ключевой стратегией для достижения ЦУР №12. Циркулярность также способствует устойчивости экономики в свете растущего дефицита материалов и сбоев в цепочках поставок. Таким образом, создание экономики замкнутого цикла лежит в основе европейской «зеленой сделки» и является краеугольным камнем действий по борьбе с изменением климата. Этот план предполагает сокращение углеродного следа и потребления. ЕС выдвинул политику в области устойчивых продуктов, которая увеличивает круговорот товаров и материалов в способах производства, путем продвижения продуктов, которые являются более прочными, пригодными для повторного использования, ремонта и переработки, а также энергоэффективными. Что очень важно, все это должно быть предусмотрено на стадии проектирования продукции.
Предстоящее предложение в контексте плана действий ЕС по экономике замкнутого цикла включает в себя 1) законодательство по предотвращению ложных экологических заявлений; 2) пересмотр директивы об упаковке и упаковочных отходах для преобразования отходов в ресурсы; и 3) основы политики в отношении компостируемых и биоразлагаемых пластиков на биологической основе. Переход на «зеленые» технологии является одной из основных инициатив ЕС, который способствует глобальным действиям в области экономики замкнутого цикла путем поддержки развития «зеленого» бизнеса в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
ЕС хочет взаимодействовать с глобальными партнерами и продвигать многосторонние инициативы, чтобы повысить осведомленность об актуальности и преимуществах перехода, поделиться своим опытом и побудить страны разрабатывать свои благоприятные политики и преобразовывать свои экономики.
Сесилия Николини, советник президента Аргентины, государственный секретарь по вопросам устойчивого развития
Недавно в Аргентине был принят «Закон Йоланды», так названный в честь первой женщины-секретаря окружающей среды в Латинской Америке в 70-е годы ХХ века. Этот закон предписывает обучение любых государственных служащих вопросам окружающей среды, чтобы они могли иметь представление об экологической политике, в каком бы ведомстве они ни работали. Наряду с этим по всей стране должно образование получают и остальные граждане с детьми. Для перехода к новой экономической модели необходимо проведение хорошей диагностики, для чего проводится анализ отраслей совместно с министерствами труда и промышленности.
На данный момент можно сказать, что сумма в 100 млрд долларов США, выделенная глобальными фондами для борьбы с изменением климата, устарела. Эти фонды недостаточно капитализированы, и миру нужно думать о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы сократить дефицит. Сегодня эта сумма возросла до 2,5 трлн долларов США, которых пока никто не видит. В свете отсутствия прозрачных денежных каналов для борьбы с изменением климата, человечеству предоставляется последняя возможность выстроить новую глобальную финансовую архитектуру. Без нее миру сложно будет достичь поставленных климатических целей.
Бьо-Чжон Ким, заместитель министра окружающей среды Республики Корея
«Зеленая» экономика заключается в инновациях с меньшими затратами. Для ее построения необходимо разработать комплексную национальную стратегию, охватывающую всю экономику и общество. Закон Республики Корея «Об углеродной нейтральности», принятый в 2021 году, закладывает правовую основу для реализации комплексной стратегии, разработанной для достижения цели Кореи по достижению углеродно-нейтрального баланса к 2050 году. Закон также имеет общесистемную основу, которая выходит за общепринятые границы. Закон касается не только смягчения последствий и адаптации, но также включения целей по достижению углеродной нейтральности в государственную политику и фискальные планы.
Для мобилизации дополнительных инвестиций и финансирования из частного сектора, государство должно предоставить четкие «зеленые» стандарты. В качестве первого шага в этом направлении Корея разработала собственную таксономию «зеленых» финансов. Она служит ключевым ориентиром для «зеленой» экономической деятельности, продвижения «зеленых» инвестиций и предотвращения так называемого гринвошинга. Не существует какой-либо единой характеристики, приближающей мировой путь к «зеленой» экономике. При переходе к ней следует в полной мере учитывать различные возможности и обстоятельства, в которых находятся разные страны мира. Поэтому необходимо оказание индивидуальной поддержки для их устойчивого роста.