АБР: механизм энергоперехода

  1. Главная
  2. Все статьи
  3. Лица
  4. АБР: механизм энергоперехода

Механизм энергоперехода:  взаимовыгодное партнерство или неотложная необходимость?

 Нариман Маннапбеков,
Глава Представительства
Азиатского банка развития в Казахстане

Электро- и теплостанции, работающие на угле, являются крупнейшим источником выбросов парниковых газов в атмосферу, что негативно влияет на здоровье человека и окружающую среду. Наряду с этим, перед странами с большим объемом выбросов стоят дополнительные вызовы по исполнению своих климатических обязательств. Проведенные исследования показывают, что в ближайшие два десятилетия эксплуатация существующих угольных станций станет более затратной по сравнению с усредненной стоимостью новых станций, работающих за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Однако во многих развивающихся странах, как и в Казахстане, угольные электростанции имеют долгосрочные соглашения на покупку угля и продажу электроэнергии, поэтому в ближайшей перспективе они нацелены работать и дальше.

Для решения этой сложной дилеммы и содействия странам в структурировании плавного перехода от угольной энергозависимости, Азиатский банк развития (АБР) активно работает над внедрением механизма энергетического перехода (МЭП) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Концепция МЭП основана на результатах многолетних исследований и на консультациях, проведенных с широким кругом заинтересованных экспертных кругов из государственного и частного секторов.

Целью МЭП является постепенный и целенаправленный вывод угольных мощностей из общей структуры генерации энергии и тепла с заменой их на ВИЭ в течение последующих двадцати лет. Он разрабатывается для конкретной страны с учетом особенностей ее правовой и энергетической систем. МЭП включает в себя два финансовых источника: Фонд сокращения выбросов углерода (ФСВУ) и Фонд развития чистой энергии (ФРЧЭ). Активы станции, находясь в собственности ФСВУ, будут продолжать работать в течение согласованного периода, являющийся меньше текущего ожидаемого срока службы, но достаточно продолжительный, чтобы вернуть деньги инвесторам и кредиторам МЭП. Параллельно ФРЧЭ будет предоставлять энергетическому сектору финансирование, оказывать  необходимую технологическую помощь для ускорения внедрения ВИЭ. По мере того, как ФРЧЭ будет наращивать мощности и хранилища возобновляемой энергии, ФСВУ будет выводить из эксплуатации устаревающие или «грязные» активы и начнет ускорять переход страны к низкоуглеродной экономике.

В некоторых странах Азии, где угольные станции были построены относительно недавно, и где этот вид топлива является основным источником выработки электроэнергии, такой переход может оказаться весьма болезненным процессом, который будет сопровождаться высоким уровнем сопротивления. Однако постепенное  угасание угольной индустрии может открыть новые возможности для привлечения значительных объемов инвестиций в ВИЭ, хранилища, развитие электротранспорта и другие экологически чистые технологии.

АБР совместно с региональными и международными партнерами проводит работу по сопровождению, исследованию и пилотированию масштабируемого МЭП. В настоящее время разрабатывается полное технико-экономическое обоснование в Индонезии, Филиппинах и Вьетнаме. Завершена оценка нормативно-правовой и институциональной баз для утверждения схемы МЭП для каждой из этих стран с учетом сложившихся рыночных условий и внутреннего законодательства. Проводится ранжирование целевых угольных электростанций, структурирование страновых фондов и подготовка партнерской платформы с учетом компонента «справедливого» перехода. Мы обязаны учитывать, что энергопереход повлияет на всех участников процесса, от правительств до предприятий и отдельных групп людей. «Справедливый» переход должен гарантировать, что никто не останется позади, сохранить целостность окружающей среды и защитить права уязвимых групп населения, уделяя особое внимание гендерным вопросам, малочисленным этническим группам и будущим поколениям. Различные аспекты «справедливого» перехода учитывают социальную интеграцию и справедливость, достойную работу, устойчивость, а также соответствие между Определенным на национальном уровне вкладом (ОНУВ) и Целями в области устойчивого развития ООН.

Активное обсуждение со странами-участницами АБР и формирование консультативных групп гражданского общества для обмена знаниями, как мы полагаем, позволит расширить использование МЭП в этих трех странах и за их пределами.

Что такое МЭП?

МЭП – это масштабируемая инициатива, в основе которой лежит рыночный подход для ускорения перехода от ископаемого топлива к экологически чистой энергии. Мы ожидаем, что для финансирования фондов МЭП в конкретных странах будут привлекаться инвестиции со стороны правительств, международных банков, частных инвесторов и благотворительных организаций. Это поможет вывести из эксплуатации угольные электростанции раньше планируемого срока в случае, если бы они оставались у своих нынешних владельцев.

Параллельно доходы, получаемые от активов, или другие инвестиции будут мобилизованы для финансирования ВИЭ и необходимой инфраструктуры для обеспечения чистой энергии. Между тем необходимо отметить, что для успешного внедрения МЭП также важно принятие системного решения на государственном уровне по ряду вопросов, способствующих развитию ВИЭ. К примеру, в Казахстане это вопросы тарифообразования, ограниченности доступных балансирующих мощностей, снижения инвестиционных рисков, а также интеграции ВИЭ в энергосистему страны. Точная структура МЭП и соответствующих транзакций будет определяться в зависимости от региональных и местных потребностей и условий.

Преимущества МЭП

Мы надеемся, что в скором времени МЭП станет взаимовыгодным инструментом в борьбе с изменением климата для развивающихся стран региона. Он значительно сократит срок службы сильно изношенных угольных электростанций и откроет новые возможности для инвестиций в устойчивую и возобновляемую энергетику.

Страны, участвующие в МЭП, смогут достичь более амбициозных целей по сокращению выбросов по сравнению с их текущими обязательствами. Ускорение вывода из эксплуатации угольной электроэнергии увеличит спрос на чистую энергию в два-три раза, снизив общие затраты на производство энергии в долгосрочной перспективе и при правильной политике стимулирования инвестиций в ВИЭ.

МЭП позволит «разблокировать» или увеличить объем инвестиций в экономически эффективное производство возобновляемой энергии, а также развивать и внедрять такие технологии, как умные электросети, водородные и электрические транспортные средства и другие экологически чистые технологии.

Зачем нужен МЭП?

Для достижения целей Парижского соглашения необходимо срочно решать вопрос с выбросами существующих угольных электростанций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На текущий момент собрано несколько неоспоримых фактов, свидетельствующих о серьезности стоящих перед регионом вызовов и необходимости внедрения МЭП:

  • 25% ежегодных мировых выбросов приходится на угольные электростанции;
  • 50% мировых выбросов парниковых газов происходят из Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • 90% новых (≤20 лет) угольных электростанций находятся в Азии;
  • 62% электричества Индонезии генерируется из угля;
  • 57% электроэнергии на Филиппинах вырабатывается из угля;
  • 72% электроэнергии в Казахстане вырабатывается из угля.

Большое начинается с малого

Индонезия заявила о намерении поэтапно отказаться от угольных электростанций для достижения углеродной нейтральности к 2060 году, Вьетнам — к 2050 году. В октябре 2020 года Филиппины объявили мораторий на строительство новых угольных электростанций. Страны-участницы пилотного проекта, как и многие другие развивающиеся страны региона, находятся в поиске эффективных решений для достижения низкоуглеродного развития и борьбы с изменением климата.

Ожидается, что в рамках пилотного проекта будут выведены из эксплуатации или перепрофилированы от пяти до семи угольных электростанций. Перепрофилированные объекты будут производить возобновляемую энергию или использоваться в альтернативных целях.

В конечном итоге вывод из эксплуатации 50% угольного парка в трех странах пилотирования МЭП приведет к сокращению выбросов CO2 на 200 млн т в год, что эквивалентно выводу из эксплуатации 61 млн автомобилей.

АБР работает со своими странами-членами и ключевыми партнерами над тем, чтобы МЭП стал воспроизводимым и масштабируемым инструментом, который может быть успешно адаптирован в различных регионах и контекстах, в том числе и в Казахстане.

Предыдущая запись
Фокус Enactus на экологических проблемах
Следующая запись
Berlin Energy Transition Dialogue 2022

Актуально сегодня

Свежие статьи

Меню
Translate »