29-20 марта 2022 года в Берлине проводилась ежегодная конференция Berlin Energy Transition Dialogue 2022 (BETD22). Основной акцент мероприятия был сделан на конкретных шагах в сторону глобального энергетического переход. Участники конференции выступали под общим лозунгом «От амбиций к действию», тем самым обозначив приоритеты в вопросах энергетической политики Германии. Федеральное правительство планирует обеспечить безопасность страны за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). BETD22 рассматривается важным транзитным пунктом на пути от СОР26 к СОР27. Несмотря на то, что прошедшие две конференции проводились в онлайн-режиме, интерес к BETD22 не только не угас, но и получил широкое освещение в СМИ. The Ecolomist представляет детальный обзор прошедшего мероприятия, который позволит читателям узнать о важных заявлениях, сделанных во время конференции.
Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН
Глава ООН высоко оценил проведение BETD22, во время которого обсуждались способы восстановления нарушенного глобального энергетического баланса. Глава ООН заострил внимание на необходимости сокращения углеродных выбросов на 45% к 2030 году, чтобы добиться углеродной нейтральности к середине XXI века. Он отметил, что в 2021 году глобальные выбросы углекислого газа, связанные с производством электроэнергии, выросли на 6%, в то время, как мир ожидал их снижение. Эксперты прогнозируют рост объемов эмиссии на 14% в течение этого десятилетия, несмотря на текущие национальные обязательства, представленные странами мира. Неснижающиеся выбросы привели к перегреву Земли на 1,2˚С, что влечет за собой разрушительные последствия для всей планеты.
В очередной раз Антониу Гутерриш призвал ускорить поэтапный отказ от ископаемых видов топлива в пользу чистой энергии. При этом лидирующая роль в этом сложном процессе отводится ведущим экономикам, которые должны содействовать развивающимся странам в осуществлении быстрого, справедливого и устойчивого энергетического перехода. Для этих целей нужно использовать инновации и финансовые инструменты, которые будут способствовать преобразованиям. Несмотря то, что ведущие страны мира отказываются финансировать добычу и использование угля, выбросы от него продолжают расти. Сегодня уголь и ископаемое топливо постепенно переходят в ранг бесполезных активов, инвестиции в которые могут принести убытки в ближайшем будущем. Единственно верным путем к энергетической безопасности и защите экологии является незамедлительный переход на ВИЭ с одновременным отказом дальнейшего развития мировой нефтегазовой отрасли, которая в ХХ веке являлась локомотивом развития мировой экономики.
Мариана Маццукато, профессор экономики University College London
О кризисах
Спикер начала свое выступление с кризисов, с которыми человечество продолжает сталкиваться: финансовый, климатический, пандемический и геополитический кризисы. Она предложила применять подходы, ориентированные на ценность, отметив, что в мире не существует реального подхода к определению общего блага в качестве цели. Причины кризисов, с которыми сталкивалось человечество, профессор видит в неспособности исправлять рыночные сбои, которые нарастают, порождая новые кризисы.
Мариана Маццукато напомнила, что буквально три года назад Европа субсидировала компании, которые занимались добычей ископаемого топлива, на сумму в 56 млрд долларов США. В 2020 году почти половина средств, предназначенных на восстановление после COVID-19, была направлена энергетическими компаниями из стран «большой двадцатки» на проекты, связанные с ископаемым топливом. Текущую климатическую проблему спикер сравнила с ситуацией, когда люди, находящиеся в горящем доме, не спешат выходить из него. Вместо активных действий они продолжают спорить о мерах, которые нужно предпринять для своего спасения.
Для выхода из сложившейся ситуации экономист предложила кардинально менять структуру корпоративного управления наряду с методами управления политикой государств, которые, на ее взгляд, являются инерционными и негибкими. Для совершения «зеленой» революции она предложила перенести акцент с инноваций на управление инновациями. В качестве примера были приведены цифровые технологии и интернет-проекты, финансирование которых производится без оценки и анализа блага для общества. Мариана Маццукато считает, что семнадцать Целей в области устойчивого развития ООН, которые используются в борьбе с изменением климата, требуют технологических, организационных и социальных инноваций.
О финансовых ресурсах
Реальное использование всех ресурсов, имеющихся у правительств (гранты, займы, закупки и финансовая помощь), может принести пользу инновационным экспериментам, направленным на достижение социальных и экологических целей. Такой подход может дать импульс для экономического роста. Спикер призвала государственные органы, бизнес-структуры и организации гражданского общества совместно работать в инвестиционной плоскости. Она посетовала на то, что финансовый сектор по-прежнему, в основном, занимается самофинансированием. То есть порядка 80% финансовых средств, сгенерированных финансовым сектором, обратно возвращается в финансовый сектор (в продукты страхования и в недвижимость), минуя реальный сектор экономики. В этом случае проекты «зеленой» экономики и вовсе остаются в стороне. По данным индекса GSI, лишь 20% инвестиций направляется в «зеленые» проекты, тем самым, снижая положительное влияние на окружающую среду.
В Германии, как и в бóльшей части Северной Европы, не совсем идеальным образом применялась концепция stakeholder value. В глобальных масштабах работает совокупность корпораций по добыче ресурсов, оперирующая огромными суммами в двенадцать нулей. Эти деньги были использованы крупными корпорациями для различных операций с акциями компаний и выплат вознаграждений управленцам. Такие действия приводят к отсутствию реинвестирования обратно в экономику. В этом случае доля труда в структуре глобального ВВП оказалась самой низкой в истории современного капитализма.
О всеобщем благе
Миру нужны качественные исследования для осуществления «зеленого» перехода. Инновациями и правами интеллектуальной собственности нужно грамотно управлять и направлять их на всеобщее благо. К всеобщему благу относится энергия Солнца, ветра и воды. Причем воду люди превратили в частное благо, которое не делится по всему миру. В мире наблюдается массовый аутсорсинг государственного потенциала в пользу консалтинговых компаний, которые исправляют ошибки, допущенные при создании добавленной ценности.
Другими словами, потребуются настоящие инвестиции и инновации без элементов казино, которые будут направлены на действительно конкретные миссии — океан без пластика, города с нулевым выбросом углерода, бережливое потребление и т.д.
О высадке на Луну
Мариана Маццукато рассказала о своей книге «Mission Economy. Moonshot Guide to Change Capitalism», в которой рассматриваются грандиозные задачи, стоящие перед человечеством. Автор утверждает, что необходимо переосмыслить возможности и роль правительства в экономике и обществе и, прежде всего, восстановить чувство общественной цели. Для того, чтобы справиться с глобальными кризисами, с которыми сталкивается человечество, ему необходимо быть инновационным, используя совместное, ориентированное на миссию мышление. Также следует прислушиваться к мнению заинтересованных сторон на устройство государственно-частного партнерства. Это означает не только совместное принятие рисков, но и разделение вознаграждений. Для выхода из кризисной ситуации людям нужно мыслить шире и мобилизовать свои ресурсы таким же смелым и вдохновляющим образом, как в свое время была произведена высадка на Луну. На этот раз это необходимо сделать для решения самых «злободневных» социальных проблем нашего времени.
Ответы на многочисленные вопросы лежат в коренной реструктуризации капитализма, который должен стать инклюзивным, устойчивым и управляемым инновациями, решающими конкретные проблемы. Реформа включает в себя изменение государственных инструментов и культуры управления, создание новых маркеров корпоративного управления и обеспечение того, чтобы корпорации, общество и правительство объединились для достижения общей цели.
Д-р Симоне Петер, президент Федеральной ассоциации по ВИЭ (Bundesverband Erneuerbare Energie, BEE)
Какие последствия для энергетического перехода имеет война в Украине? Насколько сильно она отложит глобальный переход к ВИЭ? Военный конфликт в Украине наглядно демонстрирует высокий риск и большие издержки, связанные с зависимостью от ископаемого топлива. Война напрямую влияет на энергетическую безопасность, для обеспечения которой правительство Германии договорилось о новом энергетическом партнерстве с другими странами. Особое внимание в нем уделяется ускоренному развитию ВИЭ в Германии и Европе.
Об энергии мира
«Зеленая» энергия предоставляет ряд преимуществ, включающих в себя энергетическую независимость, доступность, устойчивость и безопасность для окружающей среды, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Мобилизация всех видов ВИЭ предотвратит возникновение новых кризисов в будущем, а также позволит достичь климатические цели в рамках Парижского соглашения. Только Германии до 2045 года потребуется 700 ГВт электроэнергии, для чего наряду с массовым расширением нестабильных источников энергии потребуются и их гибкие аналоги (биогаз, гидроэнергетика). Новый энергетический рынок должен быть полностью основан на новых системах снабжения, аккумуляции и хранения электроэнергии. Энергетическая сеть Германии наполовину представлена ВИЭ, следовательно, необходимо корректировать всю структуру.
По данным BEE, немецкий электроэнергетический сектор является более децентрализованным и полностью основанным на ВИЭ. Дальнейшее ускорение энергетического перехода потребует принятие новых законов, которые не предусматривают наличие промежуточных технологий и источников, как природный газ. Страна должна всецело инвестировать в ВИЭ, отказавшись от «коричневой» и ядерной энергии. В дополнение к этому, для достижения глобальной трансформации энергетики необходимо задействовать новые формы для продвижения инноваций.
Д-р Хамед Бехешти, СЕО и со-основатель Boreal Light GmbH
Вода в партнерстве с энергией может стать ключом к решению проблем для тех регионов мира, где наблюдается дефицит энергии и отсутствует доступ к ней. Вопрос энергетического перехода должен также включать в себя водную проблему, которая также нарастает из года в год. Энергетический переход должен касаться не только городских сообществ, но и для так называемых автономных сообществ (отдаленные местности, сельские районы и бедные городские анклавы), которые остаются в стороне от этого глобального процесса. Независимый водный альянс может сыграть стратегическую роль в содействии автономным сообществам развиваться более устойчиво.
Фатих Бироль, глава Международного энергетического агентства (МЭА)
Выбросы не имеют границ
На данный момент наблюдается резкий спрос на уголь, из которого производится электроэнергия. Азия может создать новую инвестиционную инфраструктуру для угля, что позволит продолжение добычи и использование угля в течение ближайших десятилетий. Страны ЕС должны продумать политику, которая будет учитывать этот факт, поскольку выбросы не имеют паспорта и не признают государственных границ. Эмиссии, произведенные в странах Азии, негативно повлияют на всю планету, которая продолжает нагреваться. Поэтому мировое сообщество ломает голову над тем, как ограничить использование угля без ущерба для экономического роста энергетической безопасности развивающихся стран. Альтернативой является «зеленый» водород, который мог бы использоваться в промышленности, но, по данным IRENA, ему еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем он станет конкурентоспособным и доступным.
Развитие ВИЭ зависит от стабильных поставок важнейших минералов, редкоземельных элементов и других материалов, необходимых для производства оборудования для солнечных и ветровых электростанций. Гарантированные и безопасные поставки сырья имеют решающее значение для успешного энергетического перехода. В своем большинстве, источники этого важного сырья географически сконцентрированы не обязательно в развитых странах. 75% мирового производства важнейших минералов и редкоземельных металлов сосредоточено в трех странах. Риск заключается в том, что дальнейшее развитие ВИЭ и электрического транспорта может оказаться в зависимости от очередной геополитической коллизии и от ограниченного количества поставщиков этого стратегического сырья.
Для решения этой проблемы нужно избавиться от хищнических способов добычи на рынке, а выстраивать равноправные, взаимовыгодные и долгосрочные отношения со странами, богатыми вышеуказанными ресурсами. Инновации также смогут помочь решить проблему дефицита редкоземельных металлов через призму повторного использования батарей и материалов, используемых в секторе ВИЭ. Потенциал экономики замкнутого цикла является достаточно емким, чему необходимо также уделять особое внимание.
Панельная дискуссия: Влияние климатического кризиса на мир и безопасность
Роберто Чинголани, министр комплексных экологических преобразований Италии
Италия пытается сохранить дорожную карту, которая предусматривает значительное сокращение использования ископаемых источников топлива. После начала военного конфликта в Украине Италия ускоряет замену российского газа на альтернативные источники энергии. В стране ускоренным темпом идет реализация Программы энергосбережения, которая также поможет рационально использовать электроэнергию и уменьшить вред, наносимый окружающей среде. Экономия каждых десяти КВт-часов позволяет сохранить один кубический метр газа. В этой связи Италия достаточно серьезно инвестирует в циркулярные способы получения энергии. Италия имеет давние традиции в области трансформационной химии, ежегодно производя порядка 30 млн т отходов. Бóльшая их часть может быть преобразована в энергию или компост, что позволит сократить использование азотных удобрений.
Государство должно продвигать политику энергосбережения, улучшая управление энергопотреблением в жилых домах или ограничивая движение транспорта. Немаловажную роль играет культивирование этих навыков среди молодежи. Экономия являет собой не только снижение термостатического контроля во время отопительного сезона и ограничение скорости автомобилей, но и правильное управление продовольствием. По данным ООН, в мире впустую тратится огромное количество еды, которым можно было бы накормить голодающих в развивающихся странах. Здесь возникают следующие вопросы. Какова степень готовности перерабатывать товары? Есть ли желание производить автомобили с ограничителями скорости и ускорения? Почему с конвейеров сходят автомобили с ограничением скорости в 250 км/ч в то время, как на трассах установлены ограничения скорости в 120-130 км/ч? Эти проблемы носят маркетинговый характер, поэтому вместо насаждения «культурной» революции необходимо инвестировать в молодое поколение, которое быстро научится жить по новым правилам.
С настоящими экологическими проблемами человечество столкнется после 2030 года, в котором будет иметь место совершенно иной энергетический ландшафт. В следующем десятилетии таким энергоемким странам, как Германия и Италия, сложно будет удерживать ситуацию под контролем, используя лишь ВИЭ в чистом виде.
Дженнифер Морган, специальный представитель по международной климатической политике министерства иностранных дел Германии
Война в Украине показала, насколько большой может оказаться зависимость европейских стран от российского ископаемого топлива. В краткосрочной перспективе, ключевой момент заключается в ускорении перехода к ВИЭ и энергоэффективности. В ближайшие несколько лет потребность Китая в сжиженном газе вырастет вдвое, до порядка 600 млрд м3. Это произойдет благодаря замене угля при производстве электроэнергии. С одной стороны, радует отказ от угля, с другой стороны, этот шаг полностью разбалансирует рынок сжиженного газа. Поставщикам газа придется добывать больше газа. Компенсировать растущий спрос на электроэнергию невозможно будет силами одних лишь ВИЭ. Этот вопрос будет основным в течение следующих трех-четырех десятилетий. Альтернативой может стать ускорение исследований и разработок в области ядерного синтеза.
В будущем человечество должно найти стабильные, долгосрочные, безопасные и управляемые глобальные источники энергии. Если сегодня не инвестировать в это направление, лет через двадцать мы будем обсуждать еще больше проблем, связанных с ухудшением экологической ситуации в мире.
Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики и охраны окружающей среды Украины
Во время военных действий на территории Украины уничтожалась энергетическая инфраструктура Украины. При этом газотранспортная система в Европу оказалась нетронутой, что говорит о намерении России, в случае взятия контроля над страной, в будущем использовать украинскую энергосистему для дальнейшего геополитического торга со странами Европы. Паника, вызванная на энергетическом рынке Европы, идет на руку агрессивной стратегии российских политиков. Они убеждены, что у Европы нет будущего без российских источников энергии. Россия продолжает информационную войну, которая пытается убедить людей в том, что «зеленый» переход зашел в тупик, выход из которого видится в возврату к ископаемому топливу, особенно российского газа.
Страны ЕС должны обеспечить свою энергетическую безопасность и не отказываться от продолжения начатого «зеленого» курса. Европейские страны должны использовать нынешний энергетический кризис как поворотный момент в прекращении энергетического шантажа со стороны России. Для остановки финансовых потоков в Россию, получаемых за счет продажи углеродного сырья, необходимо пересмотреть планы по использованию газа в качестве переходного топлива. Во вторую очередь, нужно инвестировать в балансирующие мощности, включая хранилища, чтобы обеспечить более широкое и стабильное использование ВИЭ. В-третьих, коммерциализация новейших технологий в долгосрочной перспективе гарантирует энергетическую независимость Европы и внесет существенный вклад в достижение целей Парижского соглашения.
Касательно развития атомной энергетики, то в период войны Россия, захватив крупнейшую в Европе атомную электростанцию, продемонстрировала акт ядерного терроризма. Очевидно полное пренебрежение ключевыми устоями, обеспечивающими развитие атомной энергетики и ее безопасность. Вследствие этого необходимо ограничить возможности России в реализации новых проектов по строительству АЭС за ее пределами. Вдобавок к этому назревает продовольственный кризис, который будет вызван срывом посевной кампании в Украине. Отсутствие урожая станет причиной появления большого количества беженцев не только из Украины, но и из африканских стран, которые в этом году не получат зерно.
Кристиан Керн, исполнительный директор Blue Minds (бывший канцлер Австрии)
Если посмотреть на энергетические рынки, то можно заметить, что цены на энергоносители выросли в шесть-семь раз, что, соответственно, отразилось на ценах на электроэнергию и топливо. Рост цен может привести к тому, что люди будут вынуждены платить до 12 евро за литр бензина. Такая перспектива негативно отразится на домохозяйствах, промышленности, росте инфляции и безработицы. Поскольку энергетический переход будет осуществляться за счет ВИЭ, то, в первую очередь, это будет сделано за счет солнечной энергии. Солнечные панели проще всего развернуть и инсталлировать практически в каждом доме. Производители панелей полностью зависят от азиатских поставщиков, что должно подтолкнуть европейских производителей к изменению цепочек поставок. Примечателен пример американских компаний, которые довольствуются налоговыми льготами, гибкими тарифами, что позволяет им избежать демпинга со стороны азиатских производителей.
Йоахим Голдбек, генеральный директор Goldbeck Solar
Компания является одним из лидеров отрасли, предлагая услуги EPC и O&M (operations & maintenance) по производству солнечных электростанций на глобальном уровне. В 2020 году руководитель компании был переизбран на пост президента Немецкой солнечной ассоциации на четвертый срок. С апреля 2019 года он является членом Совета по устойчивому финансированию правительства Германии.
По словам Голдбека, создание компании двадцать лет назад было обусловлено желанием заменить ископаемое топливо солнечной энергией. Время показало, что это решение оказалось где-то пророческим, где-то полезным. В свете климатического кризиса цены на энергию, добываемую из углеродного сырья, растут; в то время как цены на ВИЭ достаточно низкие. Компания идет к тому, чтобы замкнуть на себе всю цепочку создания стоимости, начиная с разработки проекта, финансирования, и заканчивая строительством солнечной электростанции (ЕРС-проект). Проект «под ключ» также подразумевает управление активами и продажу энергии на рынке. Эффективность отрасли будет зависеть от правильного управления спросом, от стабилизации сети и прочих технических аспектов.
Имон Райан, председатель Зеленой партии Ирландии
Ирландия использует энергию Северного моря, рассматривая ее в качестве альтернативного источника, являющегося менее затратным и более дружественным по отношению к окружающей среде. Многие страны уже строят оффшорные ветровые установки в море. Несмотря на то, что морская энергия является относительно доступной с ценовой точки зрения, она все еще имеет ряд недостатков. Низкая маржинальность, нестабильность, высокие цены на сырье для производства оборудования, несовершенная система планирования и выдача разрешений являются основными проблемами, которые предстоит решить.
В планах стоит преобразование части этой энергии в «зеленый» водород. Далее необходимо выстроить систему распределения этой энергии и развитие топливной системы, работающей на водороде. Рынок водорода имеет переменные спрос и предложение. Он требует применения цифровых технологий, которые могут стабилизировать добываемую энергию в зависимости от розы ветров.
Ангус Тэйлор, министр энергетики Австралии
Австралия взяла на себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году. В стране был разработан технологический план по достижению этой цели. В настоящее время правительство Австралии выделяет более 21 млрд долларов США на технологии с низким уровнем выбросов. Эта сумма является резервом до 2030 года, что в дальнейшем позволит Австралии увеличить общий объем государственных и частных инвестиций до порядка 80 млрд евро. На данный момент в фокусе внимания находится ряд приоритетных технологий: чистый водород; сталь и алюминий с низким уровнем выбросов; хранилище для улавливания углерода; генерация солнечной энергии по цене 15 долларов США за 1 МВт-час.
Австралия намерена реализовать эти проекты совместно с Германией и другими странами ЕС. Фактически, правительство Австралии уже выделило 565 млн долларов США на развитие двусторонних и многосторонних партнерств, ориентированных на разработку новых энергетических технологий. За последний год достигнуты соглашения с Германией, Японией, Сингапуром, Великобританией, Республикой Корея и с Индией. В рамках немецкой инициативы H2 Global ведется работа над развертыванием исследований и разработок в области водорода и содействием долгосрочным поставкам водорода из Австралии в Германию. При этом в январе 2022 года первая партия жидкого водорода была отправлена из Австралии в Японию. Сотрудничество с Индонезией также прописано в ближайших планах страны.
Дэвид Турк, заместитель министра энергетики США
Сегодня мир сталкивается с тремя кризисами, наложенными друг на друга. Во-первых, длящийся не одно десятилетие климатический кризис, с каждым годом он становится все более интенсивным и неотложным. Если экстремальные погодные условия в 1980-е годы в США нанесли ущерб примерно на сумму в 18 млрд долларов США. В 2022 году эта цифра составила уже 145 млрд долларов США, что подтверждает насколько серьезными стали последствия изменения климата. Несмотря на то, что в настоящее время подавляющее большинство стран мира взяли на себя определенные обязательства по достижению углеродной нейтральности, выбросы в мире все еще продолжают расти.
Чистая энергия, богатая своим разнообразием, становится доступной по цене, помогает создавать новые рабочие места и развивать экономику будущего. Также «зеленая» энергия может избавить от нестабильности на углеродных рынках. В краткосрочной перспективе необходимо работать над стабилизацией цепочек поставок стратегически важных минералов, необходимых для дальнейшего развития сектора ВИЭ. США делает все возможное, чтобы достичь своих амбициозных целей: сокращение углеродных выбросов более чем на 50% к 2030 году; переход на 100% чистую электроэнергию к 2035 году; и достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Для этого министерство энергетики США инвестирует 62 млрд долларов США в строительство инфраструктуры «чистой энергии», в модернизацию электрических сетей, в налаживание экологически чистых производственных цепочек поставок и в повышение энергоэффективности.
Штеффи Лемке, министр окружающей среды Германии
Новое федеральное правительство пообещало заменить ископаемое топливо, чтобы противостоять климатическому, сырьевому и энергетическому кризисам. По-прежнему верно, что борьба за восстановление утраченного биоразнообразия связана с климатическим кризисом. Перед правительством стоят задачи по выходу из атомной и угольной энергетики, а также отказ от нефти и газа в среднесрочной перспективе. Новое правительство пришло к власти с коалиционным соглашением. Федеральное министерство окружающей среды рассматривает ВИЭ как способ справиться с текущим кризисом и провести экологическую трансформацию. Для этого требуются эффективные и оптимизированные процедуры планирования и разрешений. Кризис утраты биоразнообразия столь же важен, как и климатический кризис, поэтому нельзя противопоставлять эти кризисы друг другу. Вскоре в стране будет представлена новая программа сохранения биоразнообразия, которая поможет защитить животный мир и окружающую среду, особенно пострадавших от распространения ВИЭ.
Германия планирует повысить эффективность использования ресурсов и развивать экономику замкнутого цикла. Страна должна извлекать ресурсы наиболее устойчивым способом, эффективно их использовать и удерживать их в цикле как можно дольше. В цикличной экономике нужно изначально разрабатывать проекты таким образом, чтобы в стране не оставалось ненужных отходов. Отныне все продукты и материалы должны быть долговечными, многоразовыми и подлежащими восстановлению. Все, что не может быть использовано по своему первоначальному назначению, должно быть использовано в качестве вторичного сырья для другой цели или использовано для производства другого продукта. Эти меры могут принести пользу для окружающей среды, а также привнести большой вклад в развитие устойчивой к кризисам экономики. Для этих целей федеральное правительство представит стратегию экономики замкнутого цикла.
Исследования Международной группы по ресурсам, глобальной научно-политической платформы, созданной в рамках программы ООН по окружающей среде, показали, что примерно половина всех глобальных выбросов парниковых газов, а также 90% утраты биоразнообразия и нехватки воды так или иначе связаны с добычей и переработкой сырья. Неповрежденные экосистемы также являются более устойчивыми к воздействию климатического кризиса, который уже ощущается в Германии и в странах Центральной Европы. Они более устойчивы к таким негативным воздействиям, как засухи и проливные дожди. На защиту природы правительство выделит 4 млрд евро в течение следующих четырех лет, что является изменением парадигмы в политике по смягчению последствий естественного изменения климата.
«Зеленое» финансирование
Вопросы климатического финансирования, необходимого для достижения глобальных нулевых выбросов углерода, является одним из наиболее активно обсуждаемых тем на различных площадках. Как можно использовать государственные средства для максимизации частных капиталовложений в осуществление плавного энергетического перехода? Сроки достижения углеродной нейтральности, установленные в Парижском соглашении, не учитывают более высокую нагрузку адаптации на менее развитые энергетические системы. Промышленно развитые страны должны увеличить поддержку развивающихся регионов, чтобы ликвидировать дефицит финансирования устойчивого развития.
По прогнозным оценкам Международного агентства по ВИЭ (IRENA), успех в доведении выбросов CO2 до чистого нуля к 2050 году зависит от увеличения инвестиций как минимум на 30% по сравнению с текущим уровнем.
Вернер Хойер, президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ)
Три года назад ЕИБ объявил, что прекратит поддержку проектов, связанных с ископаемым топливом, а взамен мобилизует 1 трлн евро на цели климатического финансирования до 2030 года. Банк выпустил свои первые «зеленые» облигации еще в 2007 году, что в то время считалось совершенно безумной идеей. Зато сегодня эта идея мобилизовала порядка 1 трлн евро на международных рынках капитала в поддержку «зеленого» перехода. Банк одним из первых инвестировал в оффшорные ветряные электростанции, а в настоящее время особенно поддерживает проекты, связанные с плавучими ветряными электростанциями, аккумуляторными технологиями и «зеленым» водородом. В 2019 году банк принял амбициозный план стать климатическим банком ЕС. Согласно нему, начиная с 2025 года, 50% кредитного портфеля должно было направляться на реализацию экологически чистых климатических проектов. Но эта планка была достигнута уже в 2021 году.
Банк выполнил взятое на себя обязательство привести свою кредитную политику в соответствие с целями Парижского соглашения, чтобы минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде. Теперь запущен амбициозный план по поддержке проектов, связанных с адаптацией к климатическим изменениям. Благодаря «зеленому» финансированию банк продвигает инновации и трансфер технологий. Банк тесно сотрудничает с Европейской комиссией, но проявляет заинтересованность в сотрудничестве и с другими партнерами по всему миру. Решение климатической проблемы никогда не может быть национальным, региональным или локальным.
Поскольку акционерами банка являются двадцать семь государств-членов ЕС, приходится соблюдать определенные процедуры, которые могут быть долгими. Миссия банка заключается в поддержке слаборазвитых регионов, в поддержке проектов, направленных на модернизацию или преобразование предприятий, а также на развитие новых видов деятельности, которые способствовали прогрессу в создании общего рынка. К последнему относится и способствование энергетическому переходу, для чего банк использует свои финансовые средства и ресурсы международных рынков капитала за счет выпуска облигаций. Ежегодно банк выпускает их на сумму от 70 до 100 млрд евро. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации проектов в области энергетики, транспорта и коммуникаций. На финансирование рентабельных проектов предоставляются обычные кредиты, для малорентабельных — выделяются льготные за счет средств ЕС.
Касательно «зеленого» финансирования инвесторы внимательно следят за целевым назначением и надлежащим использованием выделенных средств. Появление гринвошинга вызвало необходимость установления Стандартов «зеленых» облигаций и применение ESG-стандартов, которые нужно соблюдать всем заемщикам. На этом основано доверие инвесторов и акционеров. ЕИБ является своего рода инжиниринговым банком, содействуя в развитии проектов заемщиков и в повышении их рентабельности. Сотрудничество с заемщиками может происходить в виде разделения рисков, через контроль качества и получение экспертизы от инженеров. Вся имеющаяся экспертиза помогает идентифицировать и отстранять гринвошинговые проекты, которые являются мошенническими и опасными. По сути, они отрицают все климатические инициативы и являются паразитами, не соблюдающими требования по отчетности. Для их выявления регуляторы разработали свод правил и стандартов, которые помогают разделять зерна от плевел и защитить саму идею «зеленого» финансирования.
Райан Мари Томас, генеральный директор Института «зеленых» финансов
Институт ставит перед собой цели по выявлению барьеров, стоящих на пути капитала к инновационным решениям для реальной экономики. Также институт приветствует совместную с отраслевыми экспертами, поставщиками финансовых услуг и политическими представителями разработку финансовой поддержки для преодоления этих барьеров. Институт предоставляет хорошие возможности и, в отличие от крупных коммерческих организаций, не преследует получение краткосрочной прибыли. Институт сосредоточен на финансировании энергоэффективности зданий и обезуглероживании автомобильного транспорта. На данный момент в портфеле института имеются проекты, реализованные в Великобритании, но имеется стремление расширить свою деятельность на европейском континенте.
Институт разрабатывает экологические решения и ведет работу по раскрытию финансовой информации, связанной с экологическими проектами. Для этого используется интеллектуальная инфраструктура, которая позволяет структурировать сделки, управлять рисками и использовать ресурсы местных банков, пенсионных и институциональных фондов. Порой для реализации «зеленых» проектов требуется собственный капитал, а не банковский кредит. Иногда заемщики используют не совсем выгодные и удобные типы финансирования, чтобы запустить свои проекты. Другой проблемой является недостаточный инвестиционный уровень заемщиков, который не позволяет размещать их ценные бумаги среди внутренних пенсионных и институциональных инвесторов. К примеру, в ЮАР за последние полтора года собран портфель «зеленых» проектов на солидную сумму. Банки готовы их гарантировать, но не обладают достаточными механизмами по снижению рисков, которые позволили бы привлекать средства для их финансирования. В ЮАР, где имеется огромный декарбонизационный потенциал, имеется немало полезных проектов, которые нужно поддерживать. Поэтому институт сотрудничает с различными институтами развития, включая ЕИБ, чтобы частично закрывать вопрос по привлечению капитала в эти проекты.
Аминат Шона, министр окружающей среды Мальдивской Республики
Мальдивы, известные своими курортами, являются крупнейшим в мире «коралловым» государством, состоящим из 1 192 островов. Большинство островов возвышаются на 1-2,5 м над уровнем моря. Отчеты, поступающие от Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), вызывают тревогу. Мальдивские острова постепенно разрушаются, уходят под воду и испытывают дефицит пресной воды. Поэтому для Мальдив крайне важно объединение мировых усилий по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. Страна рассматривает инвестиции в ВИЭ как часть своих планов по адаптации. Несмотря на свои небольшие размеры, в островном государстве наблюдается растущий спрос на электроэнергию.
Страна почти полностью зависит от импортируемого ископаемого топлива для удовлетворения своих потребностей. Для этого правительство ежегодно выделяет субсидии в размере 58 млн долларов США на электроэнергию и тратит порядка 500 млн долларов США на импорт ископаемого топлива. Поэтому для Мальдив переход на ВИЭ, помимо экологических преимуществ, имеет под собой вполне четкое экономическое обоснование. В 2009 году Мальдивы объявили о своих целях стать углеродно-нейтральной страной к 2030 году. За тринадцать лет по всей стране были установлены различные станции, генерирующие около 40 МВт экологически чистой энергии. К 2024 году данный показатель превысит 60 Мвт. Если в 2011 году 1 КВт-час ВИЭ стоил 25 центов, то сегодня он стоит всего 9,8 центов. Страна поставила перед собой задачи по обеспечению собственной энергетической безопасности, для чего требуются первоначальные инвестиции для более масштабного использования солнечной энергии.
Правительство Мальдив тесно сотрудничает с ЕИБ, АБР и Всемирным банком, а также использует государственные средства для развития ВИЭ, инвестируя в отечественные солнечные программы. Следующим шагом являются инвестиции в расширение распределительных сетей, в аккумуляторные системы хранения энергии и в системы управления энергопотреблением, позволяющие включить ВИЭ в общую систему. Таким образом, на Мальдивах сформирована структурированная инвестиционная структура, которая защищает инвесторов от любых кратко- и долгосрочных рисков при ведении бизнеса. В дополнение к этому, правительство намерено продолжить усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата и разработке стимулирующих политик и инструментов.
Наоши Хиросе, вице-министр экономики, торговли и индустрии Японии
Япония полностью привержена максимальному использованию ВИЭ. Для привлечения инвестиций необходима хорошая координация между государственным и частным секторами. В Азиатском регионе существуют определенные условия и ограничения для внедрения ветровой или солнечной энергии в силу ряда конкретных географических и методических причин. На данном этапе государственные средства играют роль катализатора для поощрения частных инвестиций и продвижения инноваций. Для этих целей японское правительство учредило Фонд зеленых инноваций в размере 2 трлн йен, который должен содействовать реализации конкретных проектов в частном секторе в течение следующих десяти лет. В течение этого периода проекты будут переходить из стадии НИОКР в стадию мобилизации и дальнейшей реализации.
Классическим примером может послужить плавучая морская ветряная электростанция, которая является перспективной технологией. Она может использоваться в мелководных районах. В Японии обсуждаются вопросы распределения рисков в таких проектах, где финансовый сектор и компании объединяют усилия по проведению совместных исследований и разработок. В Японии разрабатывается генеральный план, который учитывает будущий потенциал ВИЭ. В рамках него будет создана система, в которой ценообразование будет учитывать стоимость создания сети и стимулировать снижение затрат. Это позволит создать стимулы и повысить доверие к частному сектору со стороны инвесторов. Модель, которая учитывает сотрудничество государства и частного сектора, предполагает государственное финансирование НИОКР. придать дополнительную динамику для развития ВИЭ в Японии.
В ближайшие сорок лет ожидается, что спрос на электроэнергию в азиатском регионе вырастет в 2,5 раза. При этом в разных странах сложились разные обстоятельства и условия для внедрения ВИЭ. Имеется в виду, что равнинные площади в большинстве стран густо заселены, а прибрежные зоны являются достаточно глубокими. Есть немало и других естественных ограничений, к которым можно отнести сохраняющуюся сильную зависимость азиатских стран от угля. В этом свете необходим реалистичный переход от угля к альтернативным ресурсам, чтобы не нарушить равновесие между спросом и предложением на энергетическом рынке. Поэтому крайне важно принимать во внимание различные обстоятельства, сложившиеся в разных странах. Для этих целей Япония планирует предоставить финансирование на сумму до 10 млрд долларов США для реализации наиболее приоритетных проектов с использованием результатов японских исследований и разработок. Они включают в себя инвестиции в развитие человеческого капитала, который может быть использован для разработки новых экологических технологий.
Во время СОР26, Фумио Кисида, премьер-министр Японии, взял на себя обязательство выделить дополнительные 10 млрд долларов США в течение следующих пяти лет в дополнение к 60 млрд долларов США, которые ранее были выделены Японией в рамках процесса декарбонизации. Япония вместе с другими развитыми странами всецело стремится помочь развивающимся странам достичь поставленных совместных целей.
Суахасил Назара, заместитель министра финансов Республики Индонезия
Бесспорным является тот факт, что, в первую очередь, правительство должно сокращать субсидии на добычу ископаемых видов топлива. В течение последних пяти лет Индонезия пыталась сделать это. В Индонезии имеется климатический бюджет, сформированный за счет государственных средств. Каждое министерство должно показать долю своего бюджета, которая может быть направлена на смягчение последствий декарбонизации и на адаптацию страны к новым реалиям. В течение последних пяти лет было обнаружено, что лишь 34% из того, что нужно Индонезии для реализации поставленных целей, может быть покрыто за счет государственных средств. Поэтому правительству необходимо поощрять привлечение частного капитала.
В 2018 году Индонезия выпустила свои первые «зеленые» облигации в форме «сукук», став первой страной в мире, объединившей «зеленые» облигации и инструменты исламского финансирования. Дебютный выпуск ценных бумаг был достаточно хорошо принят рынком, поскольку исламское финансирование очень совместимо с «зелеными» финансами. В январе 2021 года Джоко Видодо, президент Индонезии, объявил о запуске первой «зеленой» таксономии в стране, что также является полезным и многообещающим фактором.
Индонезия пытается создать механизм энергетического перехода в виде страновой платформы, которая позволит государству привлекать частное финансирование. Эта инициатива была озвучена совместно с АБР во время СОР26. Данная платформа сочетает в себе меры по сокращению выбросов углерода и увеличение доли ВИЭ. Это особенно актуально для Индонезии, где 70% электроэнергии генерируется на угольных электростанциях. Достаточно сложно в один момент отключить их и законсервировать угольные шахты. Правительство должно формировать списки «зеленых» проектов, которые могли бы постепенно заменять угольную генерацию без ущерба экономике и энергетике страны.