2 июня 2022 года, в преддверии Всемирного дня защиты окружающей среды, прошел II Международный конгресс ECOJER (Конгресс). Начатая в прошлом году инициатива по созданию экспортной площадки смогла объединить представителей государственных органов, бизнеса и гражданского общества для ведения полноценного и разностороннего диалога. Он способствует решению имеющихся экологических проблем и поиску путей для дальнейшего устойчивого развития Казахстана. Программа Конгресса оказалась достаточно насыщенной и качественной с точки зрения своего контента, уровня участников и наличия разнополярных точек зрения. The Ecolomist, выступивший медиа-партнером Конгресса, традиционно предлагает ознакомиться с достаточно детальным обзором прошедшего мероприятия. Вниманию читателей предлагается погружение в каждую сессию, на каждой из которых обсуждались проблемы, одинаково актуальные на глобальном и локальном уровнях. Декарбонизация, внедрение ESG-стандартов, реализация Целей в области устойчивого развития ООН, «зеленое» финансирование и гендерное равенство стали одними из ключевых тем, которые обсуждались спикерами и участниками Конгресса.
Сессия «Экологическая реформа: возможности индустриальной трансформации» (основные тезисы)
Зулфухар Жолдасов, председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
С введением нового экологического кодекса были выявлены как положительные моменты, так и определенные риски, связанные с ним. При разработке нового кодекса применялись лучшие мировые практики и привлекались международные эксперты. Экспертиза кодекса проводилась с учетом общественного и отраслевого мнения. Он учитывает наши амбициозные планы по использованию наилучших доступных технологий (НДТ) и по проведению полной модернизации в промышленности. В течение пятнадцати лет, пока европейские страны внедряли НДТ, ими было достигнуто снижение выбросов на 15% и проведена полная модернизация промышленности. При разработке справочников НДТ привлекаются лучшие эксперты, и планируется проведение технического аудита всего промышленного сектора. На данный момент проведен аудит восьмидесяти шести предприятий и рассматривается возможность проведения аудита за счет собственных средств предприятий, либо за счет внешних источников финансирования. После выхода четырех справочников ведется работа над пятым.
На первоначальной стадии сначала будут проводиться скрининг и Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). По закону она действительна в течение трех лет, что является нелогичным с учетом того, что концептуальный документ должен сопровождать промышленный объект в течение более продолжительного времени. Предприятия должны приступить к реализации своих проектов после одобрения ОВОС в течение трех лет. На данный момент рассматривается возможность того, чтобы оценка не была срочной.
Говоря о сроках внедрения автоматической системы мониторинга (АСМ), то в связи с пандемией они были перенесены минимум на один год с 2023 года. Промышленность не успевает внедрять АСМ, несмотря на то, что ранее ей предоставлялась возможность добровольного внедрения АСМ. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдано Группе компаний ERG, в рамках которого Группа обещает вложить порядка 900 млрд тенге и достичь существенных изменений. В ряде предприятий Группы начата работа по их реконструкции и модернизации. Такой же аналогичный интерес имеется у компаний «Казцинк» и «АрселорМиттал».
Безусловно, законодательство должно постоянно совершенствоваться и реагировать на изменения. Антагонизм между реальным сектором, промышленностью и экологией будет присутствовать всегда. Компании не всегда желают инвестировать в экологические проекты. Энергетическая отрасль является самой сложной и чувствительной с точки зрения реконструкции, поскольку она привязана к населению и тарифам. При этом она является источником 40% выбросов, и на ТЭЦ приходится 900 000 т выбросов. Эти выбросы на 70% состоят из диоксида серы, на 30% — из пыли и прочих вредных веществ. Оставить без внимания наносимый вред невозможно.
Концентрация пыли в Казахстане значительно превышает допустимые показатели, установленные в Европе. Европа шла к своей цели поэтапно, постепенно внедряя те или иные требования. Поэтому, опираясь на лучшую мировую практику, работающим предприятиям было предложено использовать параметры, которые использовались в Европе в 2010 году, а новым компаниям будут предложены требования, которые применялись в Европе в 2017 году. Компании, управляющие ТЭЦ посчитали, что проведения реконструкции станций потребуется порядка 1,5 трлн тенге. Поскольку текущий уровень тарифов и действующий мораторий на их повышение не позволяют провести модернизацию в ближайшее время, государство готово рассмотреть возможность продления ранее озвученных сроков.
Был предложен механизм, который позволяет одному тенге в тарифе в течение пятнадцати лет генерировать 1,5 трлн тенге. Под эти будущие денежные потоки можно привлечь внешнее финансирование, которое уже сейчас можно направить на реконструкцию дышащих на ладан ТЭЦ. С другой стороны, экономить на улучшении экологической обстановки тоже нельзя, поскольку затягивание времени негативно сказывается на здоровье людей. В свою очередь, это не самым лучшим образом отражается на ВВП страны. Рано или поздно нашей энергетической отрасли предстоит пройти через большую трансформацию, сопряженную с большим объемом инвестиций. Инвестиции должны осваиваться на основе правильных расчетов и параметров по срокам.
Арман Бигазин, партнер компании Haller Lomax
Обсуждение любых вопросов с общественностью должно начинаться с момента, когда инвестор планирует начать запуск своего проекта. В Экологическом кодексе процедура ОВОС прописана хорошо, но подзаконные акты, по мнению общественности, требуют улучшения. Это связано с тем, что ранее общественность не принимала участия в составлении подзаконных актов.
Не все положения по организации и проведению ОВОС соответствуют международному опыту, а некоторые из них в какой-то степени даже противоречат Экологическому кодексу. На начальном этапе эти ошибки сложно выявляются, но с момента введения Экологического кодекса поступает обратная связь со стороны индустрии и проектировщиков. Устранения проблем и шероховатостей можно достичь путем доработки подзаконных актов и разъяснения положений Экологического кодекса.
Аскар Ементаев, управляющий директор, директор департамента экологического регулирования Ассоциации «KAZENERGY»
Представители нефтегазовой отрасли считают, что внедрение НДТ требует больших объемов инвестиций. Учитывая, что справочник по технологиям переработки нефти и газа находится на последней стадии утверждения, особых проблем и рисков при его разработке не наблюдались. В то же время работа над справочником технологий по добыче нефти и газа все еще ведется.
Следует понимать, что многие развитые страны начали этот процесс достаточно давно и поэтапно шли к категоризации уровней своих источников загрязнения. Поэтому в Казахстане вопросы выбросов также должны рассматриваться поэтапно, а методология – дорабатываться.
Талгат Торебеков, директор департамента охраны окружающей среды ТОО «Евразийская группа»
На данный момент Группа является единственной компанией, которая получила комплексное экологическое разрешение для своих пяти предприятий. К ним относятся АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК), Актюбинский завод ферросплавов, Аксуский завод ферросплавов, АО «Алюминий Казахстана» и Казахстанский электролизный завод. Для реализации проектов по повышению энергоэффективности и строительства возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 2030 года предусмотрены инвестиции в объеме 900 млрд тенге. 154 млрд тенге из общего объема инвестиций приходится на Павлодарскую область, где находятся четыре предприятия.
В 2021 году был организован ряд мероприятий, по итогам которого объем выбросов был снижен на 15 000 т. Стратегия Группы нацелена на снижение выбросов вредных твердых частиц, с последующим обращением внимания на вредные газообразные вещества. На сегодняшний день привлекаются отечественные и зарубежные подрядчики, занимающиеся подготовкой технико-экономического обоснования, подсчетом необходимых объемов инвестиций и изучением возможностей по дальнейшему снижению выбросов вредных газов.
В течение десяти лет Стратегия Группы предусматривает снижение выбросов вредных твердых частиц на 56%, сбросов на 30% и переработку отходов до 2 млн т. В рамках Группы создано специализированное предприятие ERG Recycling, которое в течение 2021 года переработало более 3 млн т отходов.
Все предприятия готовы вносить свой вклад в снижение своих выбросов и внедрять новые технологии. Для выполнения этой задачи и адаптации к новым условиям требуется время. Особенно на крупных предприятиях, где демонтаж старого и установка нового оборудования может занять немало времени. Перед внедрением европейских нормативов нужно принять свой национальный справочник, что поддерживается и международными экспертами.
Дмитрий Калмыков, директор по развитию Карагандинского экологического музея
Европейская директива о промышленных выбросах, ставшая основой для многих экологических нормативов и НДТ, устанавливает такую концентрацию загрязняющих веществ, позволяющую населению оставаться здоровым. Постепенный переход к новым стандартам можно сравнить с желанием мыть посуду на кухню по частям: сегодня полтарелки, завтра еще немного, послезавтра – оставшуюся часть. При этом можно проводить модернизацию и вводить новые производства по очереди, чтобы не останавливать рабочие процессы на предприятиях. При этом он должен перейти на полноценные НДТ по европейским стандартам, позволяющие сохранить здоровье людей, а также экономить время и сразу осваивать новые экологически чистые технологии.
Применительно к шероховатостям, имеющимся в экологическом законодательстве, на ум невольно приходит один метод, применяемый в промышленности. Согласно нему, любые шероховатости можно доработать напильником, который на данный момент оказался намного меньше по размеру самих шероховатостей. Выход из сложившейся ситуации видится в привлечении общественности к принятию решений и к разработке механизмов. Действующее законодательство не имеет никакой регламентированной процедуры участия общественности. Предложения, поступающие от нее, со временем исчезают без каких-либо объяснений, а решения принимаются без сравнительных таблиц и голосования. Для того, чтобы законы считались хорошими, они должны применяться. А применение будет в том случае адекватным, если общественность будет изначально принимать участие в обсуждении законодательства.
Комментарий Рустема Кабжанова, генерального директора Ассоциации «ECOJER» (модератора):
Мнение общественности всегда приближено к идеалу, который сложно достичь в одночасье. С промышленной точки зрения процесс перехода к новым НДТ на практике сталкивается с определенными производственными, финансовыми и организационными ограничениями.
При этом участие общественных организаций крайне необходимо для принятия во внимание людей, проживающих в регионах и ощущающих на себе негативное экологическое воздействие от деятельности предприятий.
Галина Артюхина, исполнительный директор Казахстанской Ассоциации природопользователей для устойчивого развития
Для того, чтобы говорить о трансформации экономики нужны законодательные нормы, которые не создают излишних барьеров, и достаточность инвестиций. Год с момента принятия нового Экологического кодекса ярко продемонстрировал целый ряд связанных с ним негативных моментов. От представителей крупной промышленности и средних предприятий начали поступать многочисленные вопросы и жалобы с просьбой разобраться в возникающих проблемах. Прошедший год выявил абсолютную неготовность уполномоченных органов на местах идти по пути либерализации системы государственного контроля над бизнесом. Введенные в действие подзаконные акты, особенно регламентирующие применение разрешительных процедур и критериев распределения объектов по категориям экологической опасности, во многом противоречат основным положениям Экологического кодекса.
Введенная для новых проектов процедура скрининга и ОВОС в идеале предусматривает то, что она начинается на начальной стадии, когда инвестор приходит с идеей о начале реализации нового производственного проекта. На деле все превратилось в процесс тотального пересмотра всех действующих предприятий на соответствие категориям опасности и в искусственное втягивание бизнеса в дополнительный виток обременительных процедур. На сайте любого территориального органа можно увидеть, что предприятие, проходящее процедуру скрининга, может находиться в нем не двадцать два или тридцать рабочих дней, а целых восемь месяцев. Бывали случаи, когда такие процедуры для компаний третьей и четвертой категории затягивались, как минимум, на четыре месяца.
Неготовность региональных государственных органов выглядит как страх перед излишней либерализацией, что, в итоге, привело к необоснованному давлению на бизнес. Если крупные компании еще как-то стараются деликатно обходить эту тему, то мелкие предприятия и вовсе разобщены и не имеют возможностей защищаться. Особое внимание на себя обращает тенденция пересмотров классов опасности в сторону увеличения, что совершенно не подкреплено требованиями экологического законодательства. Бывают случаи, когда предприятие, реализующее проект по внедрению НДТ, вынуждено проходить через ОВОС со всеми соответствующими этапами. Порой даже плановые ремонтные работы в городе, связанные с обслуживанием муниципальных сетей, становятся предметом общественных слушаний. В результате на лицо затягивание процессов и замедление сроков выполнения работ, которые превращаются в барьеры для нормальной и устойчивой работы бизнеса.
Уполномоченным органам следует помнить, что экологическая реформа носит либеральный характер и способствует восстановлению бизнеса и его адаптации к новым реалиям. Продолжение нежелательных действий с их стороны может и вовсе дискредитировать процедуру ОВОС.
Говоря об инвестициях, следует признать, оказались потерянными самые главные новшества Экологического кодекса, который продвигает системный подход. Поэтому любое комплексное экологическое разрешение должно быть привязано к оценке так называемой емкости окружающей среды. Она может быть или не быть в состоянии принимать определенный объем загрязняющих веществ, которые выбрасываются в окружающую среду. Продвижение решений в казахстанской системе торговли квотами позволит крупному бизнесу одновременно внедрять НДТ с учетом экосистемных и природоохранных мероприятий, а также получать доступ к необходимым инвестициям.
Сессия «ESG — устойчивое управление добывающими отраслями»
Кенжебек Ибрашев, генеральный директор Ассоциации «KAZENERGY»
В ответ на обывательское мнение, что нефтегазовые компании зачастую лишь имитируют заинтересованность в продвижении вопросов, связанных с устойчивым развитием, и достаточно формально относятся к ним, нужно отметить, что все не так однозначно. Нефтегазовая отрасль продолжает играть важную роль в развитии экономики Казахстана. При этом по всему миру снижаются капитальные вложения в разработку новых месторождений, а международные финансовые институты и крупные банки перенаправляют финансирование с нефтегазовых проектов на проекты ВИЭ. К примеру, компании Eni и TotalEnergies, работающие в Казахстане, активно инвестируют в солнечную и ветровую энергетику. Национальная компания «КазМунайГаз» старается идти в ногу со временем, объявив о своей Стратегии низкоуглеродного развития.
Растущий тренд на применение ESG-принципов меняет стандарты корпоративного управления с учетом мировой повестки по декарбонизации. По данным ПРООН, совокупные активы компаний, внедряющих ESG-принципы, в настоящее время превышает 120 трлн долларов США, увеличившись в пять раз за последнее десятилетие. Инвестиции в экологию, социальную сферу и менеджмент становятся одной из самых заметных и устойчивых тенденций в нефтегазовой отрасли. В скором времени нефтяные компании, которые проигнорируют важность ESG-принципов, окажутся крайне в невыгодном положении, оставшись без источников финансирования. Соответственно, эти изменения будут влиять на всю нефтегазовую отрасль и экономику тех или иных стран. На национальные компании приходится более половины всей добычи нефти и газа в мире. Под их управлением находится более 70% всех запасов углеводородов.
Национальные компании более привержены требованиям государственного регулирования и всегда следуют курсу, взятому правительством. Практически все ведущие отраслевые компании включили необходимость низкоуглеродного развития в свои Стратегии. Мероприятия по снижению выбросов, увеличение объемов собственных генераций на основе ВИЭ, постепенное сокращение производства ископаемого топлива и ряд других задач переходят в разряд ежедневной деятельности. В 2021 году Ассоциация «KAZENERGY», всегда позиционировавшая себя в качестве ассоциации нефтегазового и энергетического комплекса Казахстана, пересмотрела свою стратегию развития.
К основным барьерам или препятствиям, стоящим на пути внедрения ESG-принципов, можно отнести своевременный и быстрый доступ к новым низкоуглеродным технологиям и имеющиеся социальные обязательства перед населением. Нужно добавить необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов для финансирования экологических и социальных проектов. Не менее важными являются изменения в казахстанское законодательство, в котором внедрение и соблюдение ESG-стандартов пока не являются обязательными. Также необходимы взаимопонимание и поддержка между бизнесом и государством в этом долгосрочном процессе.
Айгуль Соловьева, председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана»
Все горнорудные и экспортоориентированные компании движутся в сторону ESG-стандартов, поскольку они становятся важным элементом конкурентоспособности. Предприятия стараются соответствовать современным трендам устойчивого бизнеса для дальнейшего развития. Безусловно, у каждого предприятия имеется свой подход и разные объемы инвестиций. Горнорудная отрасль всерьез обеспокоена предстоящими изменениями на международных рынках. Соответствие стандартам позволит компаниям выходить на биржу и привлекать средства.
Несмотря на то, что в Казахстане принимается большое количество различных стратегий, дорожных карт и программ, действия за принятыми документами не поспевают. Для полноценного и масштабного внедрения ESG-стандартов необходимы внятная инвестиционная политика и правила игры, которые помогут привлекать необходимые долгосрочные инвестиции. Политика регулирования и сокращения объемов выбросов парниковых газов не является совершенной. Выдаваемые на бесплатной основе квоты не стимулируют бизнес проводить реальные комплексные мероприятия по снижению выбросов углерода. В своей работе предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, должны заранее предусмотреть предстоящее внедрение углеродного налога.
Комментарий Виктора Коваленко, регионального директора по услугам в области изменения климата и устойчивого развития в Средней Азии, EY (модератора):
ESG-стандарты совмещают в себе риски, связанные с деятельностью компании, и инвестиции, привлекаемые ею. Инвесторы с международных рынков капитала оценивают эти риски предприятия прежде, чем выдать ему заем или приобрести его облигации.
Если ранее рынок оперировал финансовыми рисками заемщика, то теперь во внимание принимаются дополнительные риски в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. Поэтому ESG-стандарты не следует относить к некой революции, стремящейся изменить мир. Они являются новыми инструментами оценки бизнеса.
Тимур Одилов, партнер компании Haller Lomax
Большинство казахстанских компаний не до конца осознало необходимость внедрения ESG-принципов, поскольку, в основном, привлечение капитала идет на внутреннем рынке. Отечественные институты развития и коммерческие банки не подхватили эту глобальную инициативу, в первую очередь, из-за законодательства. Не следует закреплять ESG-стандарты на законодательном уровне, поскольку они сложны в администрировании, контроле и учете.
На начальном этапе предприятиям необходимо опробовать стандарты на соответствие текущим реалиям. Внедрение ESG-стандартов на уровне законодательства усложнит процесс мониторинга, а с ним — экономическую деятельность предприятий. Именно финансовые институты являются главными драйверами продвижения и дальнейшего внедрения ESG-стандартов. Когда отечественные компании осознают, что отсутствие стандартов бьет их по карману, начнется оживление в этом вопросе.
Юлия Якупбаева, директор компании GPI-Lab
Ключевыми рисками являются информационная симметрия и асимметрия компетенции, причинами которых являются присутствие на рынке достаточно продвинутых компаний, давно осведомленных об ESG-стандартах. Они понимают важность соответствия стандартам и всю сложность этого процесса, выходящего далеко за рамки обычной экологической повестки. теме понимают что это такое, насколько это сложно ступив на этот путь ответственного бизнеса, действительно всем вещам соответствовать, что это действительно далеко выходит за рамки экологической повестки. Такие компании меняют не только свои корпоративные стратегии и социальную политику, но и свой образ жизни. Известны случаи, когда в силу дороговизны внедрения ESG-стандартов некоторые компании внедряют их выборочно и фрагментарно.
Вторая проблематика связана с регуляторными рисками. Не все компании знакомы с нефинансовой отчетностью, для которых она является формальностью. Такие компании не знают как ее составлять, по каким критериям отчитываться и перед кем держать по ней ответ. Именно поэтому на первых порах внедрение ESG-принципов должно быть добровольным. Третий аспект касается инвестиций, привлечение которых тесно сопряжено с наличием внедренных ESG-стандартов. Какими бы ни были противодействие и нежелание отечественных компаний их внедрять, требование глобальных инвесторов остается в силе. Большинство глобальных инвесторов и торговых площадок уже предъявляют эти требования к своим контрагентам, следовательно, государство должно стимулировать внутренний рынок для безотлагательного соблюдения новых правил.
В целом, ESG-рейтинги являются хорошо сбалансированной шкалой, по которой в компании определяются корпоративные изменения, уровень цифровизации, степень социальной ответственности и взаимодействие с клиентами. Сюда также можно отнести выполнение компанией своих экологических обязательств в рамках своей деятельности. Любая добывающая компания выполняет большой пласт социальных обязательств в регионах присутствия. Наличие понятных и унифицированных метрик позволит каждой компании определять текущее состояние и ориентироваться в каком направлении следует менять те или иные параметры в своей деятельности. В конце концов, ESG-рейтинги позволяют получать объективную внешнюю оценку, которая не является статичной.
Наличие ESG-стандартов у компаний, работающих в регионах, положительно сказывается и на самих регионах. Если системообразующее предприятие ответственно подходит к реализации социально-инфраструктурных проектов в регионе, то эти регионы начинают гармонично развиваться. В социально благополучных регионах растет экономика, увеличивается население, улучшается экологическая обстановка, развивается инфраструктура, создаются рабочие места, что также соответствует ESG-принципам. В таком случае уже не только предприятие, а весь регион становится вовлеченным в этот полезный во всех отношениях процесс.
Эти пять важных показателей могут быть достигнуты при четком планировании и отслеживании в рамках ESG-целей. Тогда и государство может проводить объективный мониторинг на региональном уровне, который поможет в процессе декарбонизации всей страны. Объединяя все мелкие составляющие можно достичь прозрачности, постоянно заниматься совершенствованием бизнес-процессов и улучшением ситуации на местах. То же самое касается и болезненных вопросов в урбанистике и в энергетической отрасли.
Дарья Гончарова, директор дирекции устойчивого развития компании «Полиметалл Евразия»
С 2010 года компания листингуется на LSE, и с 2009 года развивает горнодобывающий бизнес в Казахстане. В течение нескольких лет команда по устойчивому развитию пытается совместить национальные требования с международными. Одной из ценностей компании является полное соответствие нормативам, что позволяет ей значительно повышать свою привлекательность во время переговоров с инвесторами. ESG-стандарты превратились для компании в своего рода религию и в эталон ведения бизнеса. Поэтому в корне не верно называть эти принципы трансформацией или революцией. Их скорее можно отнести к внутренними и внешним коммуникациям, используемым в работе, и к бесконечным источникам новых идей. Внедрение лучших практик со всего мира позволяет компании самой становиться генератором лучших практик, которые будут использоваться уже другими компаниями. Благодаря этому круговороту мир делается лучше в формате ESG.
Основными барьерами при внедрении стандартов являются образование и информационная осведомленность. Чем больше людей понимает принцип по ответственному ведению бизнеса, тем больше пользы они приносят, прежде всего, самим себе. Наличие ESG-площадок и увеличение числа единомышленников и последователей позволят рынку допускать меньше ошибок, объединять усилия и развивать местные практики.
Сам ESG-рейтинг получает не само предприятие, а инвесторы, заинтересованные в получении объективной информации о предприятии. Компания «Полиметалл» не платит за рейтинги ради маркетинговых целей и в качестве инструмента борьбы с конкурентами. Через присвоенный рейтинг компания выстраивает диалог с инвесторами на понятном для них языке. Имея в своих портфелях множество вариантов, они используют специальную систему, которая отбирает компании, отдавая приоритет имеющим наивысший рейтинг. Поэтому наличие у компании высоких ESG-рейтингов позволяет ей попадать в портфели большого числа инвесторов и получать доступ к источникам финансирования.
Этот подход начали использовать и коммерческие банки для снижения рисков в своих кредитных портфелях. К рейтингу привязывается ставка кредитования, что стимулирует компанию поддерживать свой высокий рейтинг в течение всего срока кредитования с целью получения более низкой процентной ставки. В свою очередь, в случае понижения рейтинга банки повышают ставку. Сумму, полученную за счет повышения ставки, банк снова возвращает предприятию с требованием реализовать за счет этой суммы социальный или экологический проект. Все зависит от сферы, где произошло снижение рейтинга. Финансовые институты поступают очень ответственно, но им сложно найти достаточное количество компаний, которые смогут работать с ними в одном формате.
В самих подходах к оценке также имеются большие различия. К примеру, некоторые инвесторы или агентства могут выставлять заведомо сложные требования для получения высоких рейтингов. Для этого необходимо реализовывать экологические проекты планетарного масштаба и соразмерно инвестировать. Бывают случаи, когда получение рейтинга является достаточно простым за неимением в регионе схожих предприятий. Поэтому в ESG-рейтингах важна их унификация на глобальном уровне, а также увеличение числа предприятий, которые их внедряют. Последнее позволит расширить выборку и улучшит качество сравнительного отраслевого анализа.
Также бывают случаи, когда некоторые компании размещают принятую ESG-политику на сайте, после чего никакие действия не предпринимаются. Учитывая это слабое звено в рейтинге, агентства стали ориентироваться на верификацию отчетностей, которую проводит непосредственно команда внешних аудиторов. Эта мера позволяет рейтинговым агентствам устранить манипуляции, а руководителям компаний – более ответственно относиться к своим заявлениям.
Галина Донник, руководитель программ по устойчивому развитию Группы ERG
Постепенно наличие ESG-принципов будет запрашиваться не только инвесторами, но и экологически ориентированными и социально ответственными клиентами компании. Задумываясь о цепочках поставок и о формировании продукта, рано или поздно они также начнут предъявлять свои требования. Ведь рынок является большим сообщающимся сосудом, который соблюдает никем неотмененный закон сохранения энергии. Рынок сам себя сбалансирует себя таким образом, что станет очевидной степень внедрения ESG-принципов различными компаниями. Поэтому кажущиеся нам барьерами факторы следует относить больше к драйверам.
Наличие рейтинга крайне важно для международных организаций. К примеру, в 2021 году АО «ТНК «Казхром», входящее в группу ERG, получило серебряный статус в области устойчивого развития от рейтингового агентства EcoVadis. Высокие рейтинги позволяют компаниям Группы входить в топ-лист предприятий черной металлургии с высокими показателями в области ESG. Полученные оценки позволяют анализировать свои недостатки и работать над их устранением.
Даурен Мункебаев, GR-директор АО «Костанайские минералы»
АО «Костанайские минералы» является градообразующим предприятием, которое вносит значительный вклад в развитие города и региона. Компания стремится создавать комфортные условия для местного населения, инвестируя в здравоохранение и образование.
Ключевые направления ESG-стратегии компании, включают в себя социальные аспекты, защиту окружающей среды и рациональное потребление ресурсов. Вопросами экологической, социальной и корпоративной ответственности компания занимается с 2000-х годов. В настоящее время приоритеты компании отдаются международным стандартам в области экологии. Миссия компании заключается в снижении своего воздействия на окружающую среду. В 2020 году компания утвердила пятилетнюю Стратегию экологического развития города. Помимо нее, основные направления экологического развития компании представлены минимизацией отходов, а также охраной воздушного бассейна и водных ресурсов.
В настоящее время компания занимается реализацией проекта по осушению карьера, в рамках которого создается локальная система водоотведения. Вокруг карьера будут пробурены скважины, через которые будут откачиваться грунтовые воды. Вода, загрязненная нитратами аммония становится непригодной для питья и для использования в сельском хозяйстве. Данный проект позволит откачивать воду в объеме до 1 млн м3, которая будет использоваться для собственных нужд предприятия. стратегии управления отхода становится важным элементом.
Сессия «Инструменты устойчивого финансирования»
Айдар Казыбаев, генеральный директор Центра зеленых финансов МФЦА (модератор)
На данный момент на рынках «зеленого» финансирования и устойчивого развития наблюдается большая неопределенность, связанная с высокой волатильностью национальной валюты, с высоким уровнем инфляции, с ценами на энергоносители и изменениями в мировых цепочках поставок товаров. Эти и другие факторы влияют на показатели развития «зеленого» финансирования.
В 2022 году было принято Постановление Правительства о субсидировании купонной ставки по «зеленым» облигациям и кредитам. Эта ключевая помощь со стороны государства положительно влияет на эмитентов «зеленых» облигаций и на обеспечение доступности финансовых ресурсов для «зеленого» сектора. Учитывая, что высокая банковская процентная ставка отражается на окупаемости целых проектов, субсидированная поддержка со стороны государства является своевременной и необходимой.
Бахытжан Макажанов, заместитель председателя правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»
В 2021 году были внесены изменения в правила субсидирования и регламентированы условия для субсидирования «зеленых» проектов, которые должны соответствовать «зеленой» таксономии. Помимо субсидирования купонной ставки до 7%, имеется инструмент гарантирования, что позволяет стимулировать развитие фондового рынка в Казахстане с точки зрения ESG-критериев. За последние три года рынок ESG начал активно развиваться, а с момента выпуска первых «зеленых» облигаций в 2020 году имели место несколько успешных выпусков.
В 2021 году в мире был зафиксирован выпуск устойчивых облигаций на сумму порядка 859 млрд долларов США, что превышает аналогичный показатель 2020 года в 1,5 раза. По мнению аналитиков, в 2022 году объем эмиссий может превысить 1,35 трлн долларов США. В Казахстане были выпущены облигации в размере порядка 100 млрд тенге, что не является пределом. Имеются все необходимые предпосылки и инфраструктура для дальнейшего роста объема выпусков финансовых инструментов.
Виталий Времиш, заместитель Постоянного представителя Программы Развития ООН в Республике Казахстан
Многие «зеленые» проекты реализуются не только в Кыргызской Республике, но и в Узбекистане, в которых участвует ПРООН. Сегодня в Казахстане выстраивается системный подход для перехода страны к низкоуглеродной «зеленой» модели экономического развития, включающей в себя инструменты устойчивого развития и «зеленого» финансирования. На данный момент ведется работа по доработке Стратегии достижения углеродной нейтральности к 2060 году и по пересмотру Определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ).
В этом контексте вопрос финансирования имеет решающее значение, поскольку выполнение обязательств невозможно без достаточных финансовых ресурсов. Они находятся в руках не только государства, но и частного сектора, в связи с чем необходимо создавать стимулы для привлечения инвестиций в «зеленый» сектор. И это очень важный аспект, поскольку на глобальном уровне потребность «зеленого» финансирования в среднем может достичь 700 млрд долларов США в период до 2060 года. Наша текущая ключевая задача заключается в создании развитой системы финансирования устойчивого развития климатических проектов. Благо, в Казахстане создана благоприятная инвестиционная среда и имеются стимулы для развития «зеленого» бизнеса.
Шон Кидни, генеральный директор компании Climate Bonds Initiative, член Совета директоров МФЦА
Для дальнейшего развития рынка «зеленого» финансирования необходим разработать четкие критерии «зеленых» инвестиций. Для привлечения игроков из глобального рынка капиталов Казахстану нужно продемонстрировать крупные проекты. Во-вторых, внутренние требования к отчетности и рекомендации должны быть гармонизированы с рекомендациями, которые действуют на международных рынках капитала. Это позволит иностранным инвесторам понимать структуру инвестиций в «зеленые» проекты Казахстана. К примеру, нужно учитывать, что в Европе инвестиции в газовые проекты будут рассматриваться как инвестиции в плавный энергетический переход. Этот аспект является узким горлышком для казахстанской таксономии, что в будущем может вызвать ряд проблем.
В конце 2021 года нами был разработан один документ в качестве руководящих принципов для таких стран, как Казахстан, позволяющий лучше понять механизм гармонизации национальной таксономии с таксономиями крупных экономик. В этом документе говорится, что атомная энергетика является низкоуглеродной в таксономии Китая, и она включается в таксономию ЕС. Также наблюдается большая утечка метана по всей цепочке поставок газа, что говорит об отсутствии средств, позволяющих обезопасить газ. На данном этапе газ является пригодным для достижения ЦУР и развития «зеленой» экономики. Мы видим, что г. Алматы планирует заменить угольной топливо на газ, в связи с чем переход на газ уже нельзя считать «зеленым» переходом. Соответственно, необходимо искать новые способы, которые соответствовали бы всем требованиям «зеленой» энергетики.
Глобальный рынок «зеленых» финансов растет быстрыми темпами, и уже сегодня его объем достигает уровня 1,8 трлн долларов США. Рост этого рынка будет колебаться в пределах 50-70% в 2022 году, и не будет останавливаться. В конце мая 2022 года Япония объявила об эмиссии суверенных «зеленых» облигаций в размере 175 млрд долларов США. Большие объемы эмиссии бумаг ожидаются в ЕС. Это говорит о больших возможностях по привлечению международного капитала в Казахстан. Геополитические конфликты рано или поздно закончатся, а глобальная траектория развития «зеленых» финансовых рынков не изменится.
Айнур Куатова, председатель правления АО «Kazyna Capital Management»
Глобальный тренд следованию ESG-стандартам и принципам ответственного финансирования среди фондов прямых инвестиций набирает обороты. По данным исследований, только в США объем инвестирования в активы с учетом требований ESG-стандартов в период с 2018 по 2020 гг вырос на 5 трлн долларов США. Глобальный рынок социально преобразующих инвестиций (Impact Investments) оценивается в размере 715 млрд долларов США. Иностранные инвесторы все больше внимания уделяют приведению своих портфелей в соответствие со строгими экологическими, социальными и управленческими стандартами. Наша компания тоже старается не оставаться в стороне от этих глобальных трендов и проводит активную работу по внедрению ESG-принципов в наши операционные процессы.
Кроме того, проводится активная работа по разработке новых инструментов и платформ, соответствующих принципам устойчивого инвестирования. Совместно с внешними партнерами разрабатывается инструмент Green Equity для финансирования экологически чистых, энергоэффективных и низкоуглеродных проектов. Внедрение данного инструмента позволит проводить внешнюю верификацию проектов на соответствие критериям «зеленого» финансирования. По оценкам нашего экологического ведомства, для достижения Казахстаном своих амбициозных целей по углеродной нейтральности к 2060 году, потребуются инвестиции в размере более 650 млрд долларов США. Наша компания может внести свой вклад через создание инфраструктуры климатического Фонда, который будет ориентирован на проекты в области адаптации к климатическим изменениям. В качестве соинвесторов данного Фонда планируется привлечение как крупных национальных, так и международных инвесторов. Портфель данного Фонда мог бы состоять из проектов, направленных на строительство новых и на модернизацию существующих объектов энергетической, телекоммуникационной, водной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.
В 2021 году в странах ЕС значительно вырос спрос на венчурные инвестиции в технологии, связанные с ESG-стандартами и соответствующие требованиям углеродной нейтральности и ответственного инвестирования. Являясь членом международной ассоциации прямых инвестиций, наша компания активно развивает это направление с намерением содействовать повышению привлекательности аналогичных казахстанских проектов на глобальном рынке.
Ляззат Сатиева, заместитель председателя правления АО «Евразийский Банк»
В 2021 году Банк запустил первую экокарту, произведенную из переработанного пластика. На сегодняшний день она является единственной картой, которая предусматривает «зеленый» cashback, который направляется на «зеленые» проекты в Казахстане. На данный момент Банк показывает очень высокую приверженность ESG-принципам и инструментам «зеленого» финансирования. Для достижения ЦУР требуется пройти долгий и тернистый путь, что особенно сложно сделать в условиях Казахстана. Ведь компании, формирующие бóльшую часть ВВП Казахстана, оставляют большой углеродный след. Банк понимает всю ответственность, связанную с последствиями финансирования клиентов, оставляющих углеродный след.
Банк является пионером по запуску экологических постеров в своих отделениях, в торговых и развлекательных центрах гг. Алматы и Нур-Султан. При наличии любой банковской карты через эти постеры можно сделать перечисление, которые будут направлены на реализацию проектов по озеленению городов Казахстана. В будущем планируется запуск механизма, который позволит клиентам увидеть результаты своей благотворительности, а также отслеживать объем финансовых средств, накопленный Евразийским экологическим фондом. Люди также смогут отслеживать геолокацию посаженных деревьев. К примеру, на собранные в Фонде средства были высажены деревья вдоль реки Есентай в г. Алматы.
Помимо разработки «зеленых» банковских продуктов, Банк уделяет большое внимание развитию «зеленого» офиса, который был запущен в конце 2020 года. Этот smart office разумно потребляет ресурсы для своего функционирования, а в его стенах сотрудники занимаются раздельных сбором твердых бытовых отходов. На внутреннем портале Банка регулярно публикуются успехи «умного» офиса. Из собранных и переработанных бумажных отходов были выпущены специальные календари, которые содержат интересную познавательную информацию и прививают новые полезные экологические навыки. Одним из путей по продвижению ESG-стандартов в Банке является цифровизация всех процессов. Недавно был запущен новый проект совместно с Master Card и Astana Hub, в рамках которого будут выбираться стартапы, направленные на продвижение ESG-повестки.
Олег Хмелев, международный технический советник ПРООН
Создание Фонда гарантирования кредитов для проектов по повышению энергоэффективности в Казахстане осуществляется совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Цель Фонда заключается в том, чтобы целенаправленно предоставлять кредитные гарантии для развития энергосервисных проектов или небольших «зеленых» проектов, которые не имеют доступа к финансированию по причине недостаточности залога.
Проектный портфель Фонда будет включать в себя относительно небольшой перечень нескольких видов технологий по оснащению тепловых станций, по утеплению кровли и окон. Такие проекты легко поддаются верификации, и в них достаточно просто отслеживается целевое использование выделенных финансовых ресурсов. Концентрация Фонда на одном классе проектов позволит сделать его работу более эффективной, а ресурсы – более дешевыми и удобными не только для предпринимателей, но и для других участников. В задачи этой инициативы входит масштабирование идеи и привлечение доноров.
Ляззат Ибрагимова, председатель правления АО «Отбасы банк»
Изучая вопрос по развитию «зеленой» ипотеки в Казахстане, нужно выявить какие потребности имеются у населения и внимательно рассмотреть инициативы, исходящие от общества. Данное направление таит в себе большие задачи по повышению энергоэффективности и энергосбережению, которые поставлены перед Банком. К 2050 году все коммерческие здания должны стать низкоуглеродными, а к 2060 году — все жилые здания. Потенциал этого вопроса достаточно большой, поскольку жилищный сектор потребляет 15% всей электроэнергии и 40% всей теплоэнергии, производимой в Казахстане. Изменение модели потребления этих ресурсов может изменить имеющиеся парадигмы в умах людей, что приведет к значительным улучшениям.
Люди оценят выгоду от работы и проживания в энергоэффективных зданиях, которые будут потреблять меньше электро- и теплоэнергии. Люди, нацеленные на новые ценности, будут искать источники финансирования для приобретения энергоэффективного жилья, для чего будут предлагаться специальные ипотечные займы. По оценкам экспертов, на данный момент средний уровень энергопотребления в зданиях составляет 270 кВт/час на один квадратный метр, что на 35% больше, чем в России и в 2-2,5 раза больше, чем средний уровень энергопотребления в европейских странах. В Казахстане доля расходов на тепловую энергию в общих расходах всех домохозяйств никогда не превышала 3%. В столице Казахстана доля расходов одного домохозяйства на теплоэнергию меньше, чем в гг. Атырау или Алматы. Это означает, что в стране стоимость энергоресурсов, используемых для производства тепловой энергии, потребляемой населением, является очень низкой. Поэтому финансовый статус-кво и социальная политика государства, которая не допускает резкого увеличения тарифов для населения, не позволяют сделать большой шаг в сторону повышения энергоэффективности жилья.
Соответственно необходимо создавать возможности и изыскивать ресурсы, которые изначально дают преимущества для тех, кто желает или планирует жить в более энергоэффективном жилом комплексе. В этой мере кроется огромный потенциал для развития «зеленой» ипотеки. На данный момент разрабатывается проект и ведутся расчеты, которые позволят привлечь для этих целей ресурсы международного финансового института. На первоначальном этапе планируется выделить для этих целей небольшую сумму, а на втором этапе можно выпустить специализированные облигации. Человек, который будет приобретать от застройщика жилье с повышенным с классом энергоэффективности, получит соответствующее вознаграждение в виде сниженной ставки по кредиту и ежемесячной экономии на обслуживании таких займов.
В результате будет сформирован класс потребителей, который будет заточен на доступной и удобной «зеленой» ипотеке. Тогда и появятся дополнительные внутренние источники устойчивого развития и финансирования. Для этого уже сейчас необходимо делать акцент на стимулировании казахстанцев думать в «зеленом» направлении. Предлагая лучшие условия на рынке, можно увлечь за собой больше людей, чем навязывать какие-то нормы сверху. В течение года Банк планирует разработать этот продукт, который будет интересным для застройщиков. В рамках этой работы они будут проводить энергетический аудит своих зданий и продумывать эффективную архитектуру будущих комплексов.
Василий Калабин, ESG-эксперт PwC Kazakhstan
В 2020 году мы подготовили ESG-рейтинг среди казахстанских компаний, которые ввели у себя эти стандарты. Несмотря на имеющуюся осведомленность об этой практике, имеются определенные сложности и проблемы при их внедрении. Компаний, которые продвинулись в этом вопросе, довольно мало. Для перенаправления капитала в сторону устойчивых проектов, в первую очередь, необходимо участие банковского сектора. Одних облигаций, выпущенных на фондовом рынке, будет недостаточно, вследствие чего коммерческим банкам нужно включиться в повестку устойчивого развития в Казахстане. Зарубежные банки постепенно включаются в эту практику и вовсю внедряют принципы устойчивого финансирования. Важно, в этом плане не отстать от них.
Международная практика показывает, что банки внедряют принципы устойчивого финансирования в свои кредитные портфели. Этот процесс проходит в четыре этапа:
- На первом этапе банки внедряют тематический специализированный продукт, направленный на финансирование «зеленых» или социальных проектов. К ним можно отнести «зеленые» инфраструктурные или гендерные инструменты финансирования;
- На втором этапе внедряется более масштабная схема, в которой банки вводят так называемый негативный скрининг. Он позволяет ограничивать финансирование отдельных компаний, которые не соответствуют выдвинутым ESG-критериям. Чаще всего речь идет об ограничениях, связанных с определенными видами деятельности и отраслей. Все больше банков отсекают отрасли, которые не финансируются, либо финансируются на определенных условиях;
3,4) На третьем и четвертом этапах банки вводят ESG-скоринг, в рамках которого все новые заявки получают ESG-оценку. Это делается для того, чтобы выявить лучшие практики. Компании, получающие высокие ESG-оценки, получают особые привилегии и льготы. На четвертом этапе банки принимают кредитные решения, зависящие от проведенной оценки. Таким образом, ESG-скоринг дополняет собой классическую кредитную оценку заемщика.
Международная практика показывает высокую активность на первых двух этапах. В Казахстане, по крайней мере, имеется несколько банков, которые начали активно внедрять новые продукты, сотканные по лекалам ESG-стандартов. Параллельно зарубежные банки работают со своими действующими заемщиками, мотивируя их внедрять новые принципы и реализовывать «зеленые» и социальные проекты.
Банки чаще всего параллельно работают над двумя категориями продуктов устойчивого финансирования. К первой категории относятся новые устойчивые банковские продукты, которых ранее не было на рынке. Они специально создаются банками и являют собой целый набор новых быстро развивающих инструментов («зеленая» ипотека, «зеленые» депозиты, счета и т.д.). Вторая категория включает в себя инклюзивные продукты, которые предоставляются населению по особым условиям (кредиты для женщин-предпринимателей). Для внедрения принципов устойчивого финансирования необходимо этот процесс сопровождать развитием систем риск-менеджмента и управления ESG-рисками в банке, без которых внедрение и развитие инструментов ESG- финансирования не представляется возможным. Также следует совершенствовать систему отчетности, которая на данный момент не содержит достаточных данных по заемщикам. Без нее не получается провести ESG-оценку. В части формирования отчетности банки могут самостоятельно не справиться, для чего потребуется поддержка регуляторов.
На данный момент этот процесс находится на начальном уровне, но уже, по крайней мере, несколько банков активно работают в этом направлении. В целом, развитие устойчивых проектов экономики Казахстана будет во многом зависеть от фондового рынка и от коммерческих банков. Они усиленно готовятся к всплеску выпусков «зеленых» социальных облигаций.
Сессия «Международное сотрудничество в области энергетического перехода»
Айжан Хамитова, член исполнительного комитета Общества инженеров-нефтяников SPE (модератор)
Человечество нуждается не просто в большом количестве энергии, а в углеродно нейтральной и экологически чистой энергии, что является серьезным вызовом. Для реализации этой сложной задачи требуется найти оптимальные пути трансформации экономики, источники «зеленого» финансирования, внедрить новые технологии в энергетическую отрасль и подготовить новых специалистов.
Сериккали Брекешев, министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
В свете глобального изменения климата и его влияния на мировую политику в области дальнейшего развития энергетики, необходимо развивать «зеленые» технологии. Экономическое давление на угольную отрасль усиливается, а крупные финансовые институты полностью отказались от финансирования и поддержки проектов, связанных с углем. Этот фактор положительно отразился на конкурентоспособности ВИЭ. Стоимость строительства и эксплуатации объектов ВИЭ за последние десятилетие снизилась в три раза по сравнению с угольной. Набирает свою силу устойчивый тренд по декарбонизации ведущих экономик мира. При этом количество стран, заявивших о своих целях по достижению углеродной нейтральности, неуклонно растет. Казахстан не является исключением и ведет работу по доработке Стратегии достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года и обновляет ОНУВ в рамках Парижского соглашения.
Для достижения нулевого уровня углеродных выбросов предстоит внести значительные изменения в части расширения использования ВИЭ, повышения энергоэффективности и перехода на биотопливо и водород. Одним из инструментов достижения обязательств по Парижскому соглашению является система торговли выбросами, которая является рыночным механизмам по снижению выбросов парниковых газов. Начата работа по гармонизации европейской и казахстанской систем. Начиная с 2026 года, планируется расширение системы по видам экономической деятельности и другим выбросам. Это позволит избежать полной уплаты пограничного углеродного налога в пользу ЕС нашими экспортерами. Другим инструментом является переход на НДТ, отраженные в новом Экологическом кодексе. На долю электроэнергетической промышленности ежегодно приходится в среднем 0,9 млн т загрязняющих веществ, что составляет порядка 40% от всех выбросов промышленности в стране. В этой связи Казахстан заинтересован в поэтапном внедрении и развитии НДТ в энергетическом секторе.
Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, которое создало организационно-правовую основу для перехода к «зеленому» росту через принятие ряда законодательных документов, стратегий и программ развития, направленных на устойчивый рост. Работа над законодательной базой будет продолжаться с учетом международного сотрудничества. Внутри страны необходимо консолидировать усилия государства, бизнеса, неправительственных организаций и общества, что позволит превратить стоящие перед страной вызовы в возможности для устойчивого и безопасного развития страны.
Кестутис Янкаускас, посол Европейского Союза в Казахстане
ЕС стремится к 2050 году достичь климатической нейтральности, создав экономику с нулевыми выбросами. Эта цель лежит в основе European Green Deal. ЕС задает тренд в этом направлении, несмотря на огромные расходы и усилия, которые предстоит затратить. В настоящее время ЕС стремится сократить свою энергетическую зависимость от углеводородного сырья. Для достижения успеха необходимо разработать и принять общие стандарты усилиями всех партнеров ЕС. ЕС является одним из крупнейших экономических партнеров Казахстана и стран Центральной Азии. Казахстан отличается не только богатыми энергоресурсами, но и обладает огромным потенциалом в области ВИЭ. Для полномасштабного использования этого потенциала необходимы инвестиции и технологии, направленные на модернизацию сетей.
Механизм трансграничного углеродного регулирования (СВАМ) й корректировки, направленный на борьбу с изменением климата и соответствующий правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В рамках механизма будут приниматься во внимание объемы выбросов отдельно взятых производителей и продукция, завозимая в ЕС. Он предусматривает и другие параметры, влияющие на конечную продукцию и величину налога. Другими словами, если производитель не является источником выбросов, то налоговая ставка будет нулевой. Кроме того, будут приниматься во внимание квоты для зарубежных производителей из различных секторов. ЕС намерен заключать международные соглашения с третьими странами для упрощения учета углеродных ставок.
Страны, использующие Европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS), либо свои системы, связанные с ней, будут освобождаться от применения данного механизма. Сотрудничество с торговыми партнерами позволит корректировать ставки в открытом и справедливом формате, что также соответствует принципам ВТО. Этот механизм начнет поэтапно внедряться с 2026 года с трехлетним переходным периодом для ограниченного количества отраслей. Имея время для подготовки к этим новшествам, всем странам необходимо уже сейчас начать работу по определению своих долгосрочных целей, направленных на улучшение экологической обстановки на Земле.
Абзал Абдикаримов, вице-министр национальной экономики Республики Казахстан
На данный момент Правительство Казахстана совместно с другими ведомствами ведет работу по разработке Стратегии низкоуглеродного развития до 2060 года. Декарбонизация может привести к появлению безнадежных активов, связанных с добычей, переработкой и использованием углеродного сырья.
Отказ от добычи угля сопряжен с определенными социальными рисками, поскольку в угольной отрасли работает более 30 000 человек. Будущее внедрение механизма СВАМ, безусловно, отразится на экспортных возможностях Казахстана и его конкурентоспособности на рынках. Предстоит большая разъяснительная работа с населением, поскольку новые требования повлияют на тарифы определенных коммунальных услуг. Поэтому разрабатываемая Стратегия должна стать частью новой экономической политики Казахстана и сыграть важную роль в системе государственного планирования.
Асет Магауов, вице-министр энергетики Республики Казахстан
Рассматривая процесс энергоперехода нужно отталкиваться от традиционной структуры экономики Казахстана. Определяющую роль в ней играют горно-металлургический и нефтегазовый комплексы, как с точки зрения энергопотребления, так и генерации доходов. Во избежание шока для экономики необходимо четкую последовательность. Большая роль отводится развитию ВИЭ, цифровизации, а также технологиям энергосбережения и энергоэффективности, несмотря на сохраняющиеся ожидания по дальнейшему росту добычи нефти. Во многих странах декарбонизация связана с более широким использованием газа в качестве промежуточного топлива для производства электроэнергии. В Казахстане была реализована масштабная программа по утилизации попутного газа.
Благодаря изменениям, внесенным в Кодексе «О недрах», удалось снизить сжигание газа с 3 млрд м3 до 400 млн м3 в год. Эта мера позволила высвободить большие ресурсы для газовой генерации. Модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов способствовала увеличению производства светлых продуктов и реализации программ по энергосбережению. Для удовлетворения растущего внутреннего потребления газа, в рамках внедрения улучшенного модельного контракта на недропользование, совместно с Советом иностранных инвесторов разрабатываются меры по стимулированию разработки газовых месторождений. Задача по увеличению доли ВИЭ до 50% к 2030 году будет достигнута за счет Программы стимулирования ВИЭ. В рамках нее подписаны сто сорок три контракта, сто тридцать шесть из которых уже исполнены.
На данный момент общая мощность ВИЭ составляет порядка 2 ГВт, а к 2035 году планируется довести этот показатель до 6,5 ГВт. Структурные реформы в сфере энергетики предполагает дальнейшее изучение возможностей использования водорода. На базе Национального ядерного центра был создан Центр компетенции по водородной энергетике, где изучаются передовые международные технологии и рассматриваются возможности их применения в Казахстане.
Хусейн Озхан, директор Европейского банка реконструкции и развития по Казахстану
В этом году отмечается 30-летний юбилей сотрудничества между ЕБРР и Республикой Казахстан. За эти годы было достигнуто многое, а впереди нас ждет задача по развитию «зеленой» экономики. В первую очередь, для выполнения этой задачи необходимы инвестиции. ЕБРР является одним из первых международных финансовых институтов, который инициировал постановку цели по «зеленым» инвестициям во всех тридцати восьми странах, где он работает. С 2006 года, с момента появления этих «зеленых» инициатив, ЕБРР инвестировал в Казахстан более 2 млрд долларов США в виде «зеленых» инвестиций. В 2023 году Банк планирует инвестировать в странах своего присутствия половину своих общих инвестиций в «зеленую» сферу. Инвестиции в ВИЭ являются первоочередными, ключевыми и привлекательными.
Помимо механизма аукционов, есть еще несколько вопросов, связанных с развитием ВИЭ, которые нужно проработать. В общей сложности ЕБРР профинансировал более четырнадцати проектов в секторе ВИЭ, мощность которого составляет примерно 800 МВт из прогнозируемой мощности в 2 ГВт для Казахстана. Собственный капитал Банка позволяет увеличить эту долю. Начиная с 2022 года, все проекты, финансируемые ЕБРР, будут гармонизированы с условиями Парижского соглашения. В рамках энергетического перехода у нас запланировано множество направлений для сотрудничества. Ключевые рекомендации Банка заключаются в отказе от использования угля в этом десятилетии, дальнейшем увеличении мощностей ВИЭ, и укреплении внутренней системы торговли углеродными квотами, связанной с СВАМ. ЕБРР содействует низкоуглеродному развитию энергетического сектора Казахстана в рамках меморандума, который был подписан с Министерством энергетики Республики Казахстан в 2021 году.
Предстоящая энергетическая реформа включает в себя торговлю суточными мощностями, вспомогательными услугами, проведение аукционов и создание регуляторной базы для реализации проектов ВИЭ. Также необходимым является четкий план по сокращению субсидий, выделяемых на использование ископаемого топлива в энергетическом секторе. В этой связи природный газ является переходным видом топлива, который очень важен для масштабирования проектов ВИЭ в части балансирования мощностей. ЕБРР готов поддержать маневренную газовую генерацию на выборочной основе при условии наличия долгосрочной стратегии и четкого видения по достижению нулевых выбросов.
Кэти Лич, посол Великобритании в Республике Казахстан
Конференция СОР26, проходившая в Глазго осенью 2021 года, завершилась подписанием Климатического пакта. 90% стран мира выразили свою приверженность, хотя ранее этот показатель находился на уровне 30%. Великобритания всецело поддерживает приверженность Казахстана по достижению своей углеродной нейтральности к 2060 году. В течение нескольких лет Казахстан разрабатывал свой новый Экологический кодекс. Теперь моделируется развитие «зеленой» экономики. Сложность проводимой работы в преддверии декарбонизации трудно переоценить.
На данный момент Казахстан готовится предоставить ОНУВ до СОР27, который в 2022 году будет проводиться в Египте. Казахстан является частью глобального сообщества, которое внести свою лепту в борьбу с изменением климата. Это важно продемонстрировать не только на глобальной арене, но и внутри страны. В Стратегии Казахстана заложены наличие амбициозных целей, модернизация энергетического сектора и поддержка устойчивого развития. Все это является очень мощным сигналом для иностранных инвесторов, с учетом сложившейся геополитической ситуации. Несмотря на большую конкуренцию за глобальные капиталы, во время СОР26 до 43% инвесторов выразили поддержать стремление мира достичь декарбонизации к 2050 году. Это значит, что глобальные инвесторы будут искать инвестиционные проекты с низкоуглеродным компонентом. Отсутствие у Казахстана соответствующей нормативно-правовой базы и четкого плана действий по стимулированию «зеленой» экономики, может привести к поражению в борьбе за глобальные капиталы.
Повышение коммунальных тарифов для населения, перспективы введения углеродного налога, быстрое масштабирование ВИЭ могут стать реальностью в краткосрочной перспективе. Если в 2008 году для генерации 1 ГВт ветряной энергии Великобритании потребовалось четырнадцать лет, то на запуск мощностей в 2 ГВт в наше время ушло лишь четырнадцать месяцев. По мере совершенствования законодательной базы, снижения себестоимости «зеленой» энергии и стремительного развития технологий, ВИЭ можно достаточно легко и быстро масштабировать. Великобритания одна из первых декарбонизировала свой энергетический сектор. В 2008 году около 80% электроэнергии производилось за счет ископаемого топлива, а доля угля снизилась с 40% до 5%. Зачастую уголь и вовсе не используется, в то время как доля ВИЭ выросла с 6% до 50%. Если в 2008 году в Великобритании функционировали 2 000 мелких объектов ВИЭ в виде солнечных панелей, установленных на крышах домохозяйств, то сегодня их число превышает 4 млн единиц. На сельские и отдаленные местности приходится до 20% мощностей.
В рамках повышения энергоэффективности энергопотребление на душу населения в Великобритании снизилось на 25% в сравнении с 2008 годом, несмотря на продолжавшиеся рост населения и увеличение объемов производства. С ростом спроса на электроэнергию энергоэффективность будет дешевле обходиться, чем строительство и запуск новых мощностей. Для этого необходимо восполнить пробелы в законодательстве и направить фокус внимания на ESG-стандарты. Строгий мониторинг каждого здания и предприятия позволит получать точные данные по энергопотреблению, которые будут направляться для определения целевых параметров энергоэффективности. Наличие ESG-показателей дает уверенность инвесторам, отныне уделяющих им особое внимание.
Возможные социальные проблемы и риски будут компенсироваться созданием новых рабочих мест. В Великобритании в секторе «зеленой» индустрии работают 75 000 компаний, что еще раз подтверждает большие возможности для диверсификации экономики. Включение климатических целей в законодательство позволяет подготовить рынок и инвесторов. Концепция устойчивого развития должна исходить от правительства и распространяться по всей стране. Казахстану необходимо выделять средства на продвижение устойчивого развития в регионах и в обществе.
Серик Тютебаев, управляющий директор по производству и управлению активами, член Правления АО «Самрук-Энерго»
Глобальная климатическая повестка на сегодняшний день является большим вызовом для энергетической отрасли Казахстана. На АО «Самрук-Энерго» приходится 30% производимой электроэнергии Казахстана и 40% добычи угля, запасов которого в Казахстане хватит на триста лет. В состав компании входят три крупных предприятия, производящих электроэнергию. Благодаря поддержке со стороны банков и других организаций, алматинские электростанции будут вовремя переведены на газ. Для достижения этой цели в компании реализуется утвержденная программа энергоперехода до 2060 года. Она определяет конкретные шаги в сторону декарбонизации всей деятельности, основанной на угольной генерации. Программа учитывает государственную политику в области изменения климата, действующую в рамках Парижского соглашения. В соответствии с ней предусмотрено постепенное изменение структуры генерации в сторону планомерного увлечения доля ВИЭ, а также применение НДТ.
Поскольку доля угля в производстве электроэнергии остается высокой, некоторое время он все еще будет использоваться. Для снижения вреда окружающей среде будут применены различные способы утилизации выбросов. Проводя реформу в энергетической сфере, следует сохранять баланс, поскольку отечественная энергетика зависит от действующих тарифов и не имеет внешних источников финансирования. С помощью тарифов будут возвращаться привлеченные инвестиции. Поэтому каким бы ни были инвестиции нагрузка на потребителей будет все равно иметь место. Полномасштабное использование ВИЭ осложняется резко континентальным климатом, поэтому в краткосрочной перспективе будет затруднительно найти быструю альтернативу многочисленным ТЭЦ. Для модернизации старых предприятий необходимы технологии и инвестиции. До момента, пока они будут привлечены и освоены, предприятия будут производить выбросы. Поэтому всем государственным органам, отвечающим за реализацию декарбонизации в Казахстане, но имеющим различные целевые показатели, следует унифицировать подходы. Одно ведомство заинтересовано в удержании тарифов, второе – в удовлетворении потребностей потребителей, а третье – в соблюдении экологических норм.
Николай Радостовец, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и металлургических предприятий
В свете сложившейся геополитической обстановки наблюдается сокращение поставок газа и нефти. Высокие цены на уголь заставляют задуматься о маршрутах транспортировки угля – в Азию или в Европу. В то же время уголь крайне востребован для развития нефтегазохимической отрасли и поддержки сопутствующих производств вокруг угольных разрезов. Номенклатура включает в себя порядка трехсот видов продукции, которые можно производить из угля. Разумной альтернативой является сохранение добычи угля, который будет направляться на развитие коксохимии, фармацевтики и других суботраслей. На данный момент в Казахстане накопились большие объемы угля, которые не могут быть доставлены в Европу.
Крайне важным остается вопрос, связанный с внедрением технологий по улавливанию углерода на угольных предприятиях. Поскольку 80% генерации все еще производится за счет угля, каким образом можно сохранить угольные активы, при условии должного внедрения соответствующих технологий.
(продолжение следует…)