26-27 июля 2021 года в г. Душанбе (Таджикистан) проводилась IV Центрально-Азиатская конференция по вопросам изменения климата (ЦАКИК-2021) «Региональное сотрудничество для климатически устойчивого будущего». Конференция была организована в рамках проекта «Программа по адаптации и смягчению последствий изменения климата в бассейне Аральского моря» (CAMP4ASB) и является продолжением инициативы Всемирного банка по обмену знаниями и информацией об изменении климата в Центральной Азии, стартовавшей в 2013 году. Региональный компонент CAMP4ASB реализуется Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) и координируется Исполнительным комитетом Международного фонда спасения Арала (ИК МФСА).
2021 год является новым поворотным моментом в истории Парижского соглашения. В этом году будет завершен процесс по обновлению и повышению целей национальной политики в формате национально-определяемых вкладов (ОНУВ) в области сокращения выбросов парниковых газов и адаптации. Страны мирового сообщества и Центральной Азии готовят свои планы на ближайшее будущее, от которых будет зависеть успех реализации Парижского соглашения. Учитывая то, что пандемия COVID-19 негативно отразилась на социально-экономической ситуации во всех странах мира, ответные меры могут быть одинаково релевантны как для решения вопросов «зеленого» восстановления мировой экономики и здоровья населения, так и для совершенствования политики в области изменения климата в постковидный период.
Вопрос изменения климата в повестке ИК МФСА стал приоритетным в период председательства Республики Таджикистан. Более того, в рамках инициативы ООН «Коалиция воды и климата» Эмомали Рахмон, президент Республики Таджикистан, президент МФСА, предложил объявить 2025 год Международным годом сохранения ледников и назначить дату для празднования Всемирного дня защиты ледников. Эта конференция внесла значительный вклад в продвижение необходимых мер и действий для защиты ледников от интенсивного таяния и исчезновения.
Мероприятие было приурочено к 20-летнему юбилею Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА), который был основан в 2001 году руководителями национальных экологических и природоохранных ведомств. С момента своего основания он выполняет взятую на себя миссию содействия Центрально-Азиатским странам в решении, как национальных, так и региональных проблем в области охраны окружающей среды. Уникальный мандат, наличие пяти офисов в странах региона и команда профессионалов позволили реализовать более 250 проектов на сумму свыше 50 млн долларов США. В рамках конференции, впервые за время работы РЭЦЦА, приняли участие руководители экологических ведомств стран Центральной Азии с целью обсуждения перспектив и вызовов для регионального сотрудничества.
В рамках ЦАКИК-2021 состоялась серия мероприятий, посвященных вопросам межсекторального и межминистерского сотрудничества на высоком уровне, научным исследованиям и роли молодых ученых. Во время конференции были представлены новые знания, информация об инновационных технологиях, были продемонстрированы инструменты и продукты, появившиеся за прошедший год для того, чтобы поддерживать систему принятия климатически обоснованных решений на уровне страны и региона в целом.
Цели
Основная цель конференции заключалась в содействии усилению регионального диалога, а также обмену информацией и знаниями. Участники ЦАКИК-2021 искали возможности для обеспечения синергии в реализации климатических проектов международными финансовыми организациями и агентствами по развитию в Центральной Азии. Это мероприятие также позволило обсудить готовность стран на пути к XXVI сессии Конференции сторон (COP26), которая состоится в ноябре 2021 года в г. Глазго. Площадка позволила выработать единые позиции по планируемым решениям в рамках предстоящей конференции. Участники представили первый драфт текста Регионального заявления, который планируют озвучить на СОР26.
Участники конференции сошлись в едином мнении, что необходимо усиление регионального диалога между странами Центральной Азии по вопросам реализации климатической политики, продолжения обсуждения подходов к экологическому восстановлению, включающих в себя аспекты здравоохранения, роли гражданского общества в части изменения климата. Участники конференции были проинформированы о рисках уязвимости, действиях, предпринимаемых национальными правительствами по обновлению и повышению целей для успешной реализации Парижского соглашения. Ими было улучшено понимание существующих и планируемых программ финансирования в области изменения климата.
На конференции приняли участие представители правительственных и неправительственных учреждений, научного сообщества, международных партнеров, банков развития, молодежных союзов и организаций гражданского общества, которые осуществляют свою деятельность в области изменения климата.
Программа
Программа конференции, помимо рабочих секций, включала в себя две ключевые пленарные сессии: «Национальная политика в области изменения климата и роль гражданского общества» и «Климатическое финансирование: возможности и перспективы для Центральной Азии». В рамках конференции были организованы различные параллельные сессии с целью обсуждения вопросов о важности межсекторального сотрудничества, роли информации, а также возрастающей роли науки в реализации климатической политики.
Итоговый документ ЦАКИК-2021 резюмировал ключевые месседжи всех сессий и дискуссий, презентовав меры, предпринимаемые и планируемые странами Центральной Азии на пути реализации глобальных климатических обязательств.
Таджикистан в качестве принимающей страны определил в качестве основной цели проводимой конференции обсуждение и определение путей регионального сотрудничества по смягчению последствий изменения климата, адаптации к нему и противодействию глобальному потеплению. Было отмечено, что в Центральной Азии, как и во всем мире, растет понимание того, что достижение климатической устойчивости возможно только при совместном решении проблем и учете важнейших трансграничных интересов региона. Каждая страна региона должна прилагать совместные усилия по решению имеющихся экологических проблем в Центральной Азии.
Представители государственных органов стран Центральной Азии рассказали участникам о проводимой работе по обновлению своих национальных вкладов по Парижскому соглашению и о предпринимаемых мерах по их реализации. В совокупности это включает создание Государственного комитета по экологии и климату в Кыргызстане, принятие законодательства по адаптации к изменению климата в Казахстане, работу по стихийным проявлениям изменения климата и работу с местными сообществами в Таджикистане, масштабные посадки зеленых насаждений в Туркменистане и развитие возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности в Узбекистане.
Климатическое финансирование, как важнейший инструмент для реализации климатических задач, стал вторым тематическим фокусом ЦАКИК-2021
В рамках второго дня конференции был проведен сегмент высокого уровня с участием руководителей национальных экологических органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также вице-премьер-министра Республики Таджикистан. Встреча в таком формате состоялась впервые в истории проведения центрально-азиатских конференций по вопросам изменения климата.
Последствия изменения климата в настоящее время наблюдаются по всему миру, причем страны Центральной Азии имеют один из самых высоких уровней уязвимости. Решение климатических проблем требует от стран Центральной Азии определение своей климатической повестки дня, адаптированной к глобальной политике и взятым обязательствам, активизации национальных климатических действий, мобилизации ресурсов, а также передачи новых технологий и передовых практик как в области адаптации к изменению климата, так и в области смягчения его последствий. В то же время в регионе не хватает исследований, связанных с климатом, которые могли бы обогатить информацию о Центральной Азии в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
РЭЦЦА, имеющий статус наблюдателя МГЭИК с 2020 года, прилагает усилия для укрепления академических сетей и усиления процесса обмена знаниями, подчеркивая важность вовлечения представителей Центральной Азии в работу МГЭИК путем внедрения междисциплинарного подхода и межсекторальных диалогов в регионе Центральной Азии.
Инициатива прозрачности действий в области климата (ICAT)
В основном, страны Центральной Азии имеют одинаковый статус и достигли прогресса в создании системы измерения, отчетности и проверки (ИОП) на национальном уровне, особенно в отношении выбросов парниковых газов. Некоторые договоренности, практика и координационные механизмы были созданы в рамках проектов по поддержке правительств стран Центральной Азии в подготовке их национальных докладов и двухгодичных обновленных отчетов.
В этом отношении можно отметить следующий прогресс:
- Казахстан представляет свои климатические отчеты в качестве страны Приложения I и имеет Национальную схему торговли выбросами (ETS), которая играет важную роль в измерении, отчетности и проверке выбросов предприятиями;
- Кыргызстан движется в направлении разработки ИОП для национально определенных вкладов, планируя пересмотреть существующие механизмы и правила на уровне страны для поддержки процесса ИОП;
- Таджикистан разработал дорожную карту на 2020-2030 годы и рекомендовал Статистическое агентство при Президенте Республики Таджикистан, Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан и Агентство по гидрометеорологии для использования национальной системы ИОП;
- Туркменистан разрабатывает дорожную карту по созданию национальной системы ИОП, уделяя больше внимания выбросам и кадастрам парниковых газов;
- Узбекистан разрабатывает план ИОП, основанный на результатах проектов NAMAs, которые страна поддерживала на региональном уровне.
В Центральной Азии все стороны, не входящие в Приложение I, сталкиваются с аналогичными проблемами, связанными с отсутствием законодательной базы и нормативных документов, неэффективными или фрагментированными институциональными механизмами и созданием процесса ИОП/отчетности. Учитывая, что страны должны перейти на усовершенствованные рамки прозрачности, как указано в Парижском соглашении, и представить свои первые двухгодичные отчеты о прозрачности, вместо ОБО, к 2024 году, для стран Центральной Азии настало время наращивать потенциал и начинать налаживать процессы прозрачности.
ICAT была основана в ответ на острую необходимость поддержки повышения прозрачности и наращивания потенциала в рамках Парижского соглашения. ICAT объединяет руководство, наращивание потенциала и обмен знаниями для вовлечения стран в использование общей структуры для оценки воздействия их политики и действий и отчетности о прогрессе, способствуя повышению прозрачности, эффективности и амбициозности.