The Ecolomist тесно сотрудничает с посольствами некоторых европейских стран в Республике Казахстан, обсуждая с главами дипломатических миссий различные экологические проблемы. На сегодняшний день мировое сообщество вовлечено в их решение, предпринимая совместные усилия для минимизации последствий, которые имеют долгосрочный характер. Мачей Мадалински, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Казахстане, делится своим мнением по вопросам сотрудничества между Республикой Казахстан и Европейским Союзом в области охраны окружающей среды и улучшения экологии в регионе.
Основные проблемы
В мире существует множество экологических проблем, среди которых следует выделить пять основных. К ним относятся изменение климата, загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и почвы), образование отходов, потеря биологического разнообразия и уязвимость как естественных, так и искусственных экосистем1. [1].
ЕС осознал деградацию окружающей среды в начале 1970-х годов. Первая Программа действий по охране окружающей среды (ПДООС) была принята в 1973 году. Она устанавливает не только приоритетные задачи, но и количественные цели вместе с соответствующими правовыми и экономическими инструментами для достижения поставленных целей к установленным срокам. Программа также определяет рамки мониторинга для оценки прогресса в достижении приоритетных целей. Принятые ПДООС охватывают все вышеупомянутые пять экологических проблем, однако, с изменением состояния окружающей среды акценты в них периодически меняются.
Текущая, восьмая по счету, ПДООС была принята 29 марта 2022 года. Она служит руководством для разработки и реализации экологической политики до 2030 года. Цель ныне действующей программы заключается в ускорении «зеленого» перехода к климатически нейтральной, устойчивой, нетоксичной, ресурсоэффективной, основанной на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), устойчивой и конкурентоспособной циркулярной экономике справедливым, равноправным и инклюзивным способом. Также она направлена на защиту, восстановление и улучшение состояния окружающей среды, в частности, на восстановление биоразнообразия. Эти инициативы поддерживают и укрепляют комплексный подход к политике и реализации, опираясь на Европейский зеленый курс2.
Восьмая ПДООС формирует основу для достижения экологических и климатических задач, определенных в Повестке дня ООН на период до 2030 года, ее Целей в области устойчивого развития, а также для целей, содержащихся в многосторонних экологических и климатических соглашениях. Система мониторинга программы будет способствовать усилиям ЕС по измерению прогресса на пути к благополучию и устойчивости. Этот документ основан на принципах предосторожности, превентивных действий, устранения загрязнения в источнике, а также на принципе «загрязнитель платит».
Долгосрочная приоритетная цель ПДООС заключается в том, чтобы не позднее 2050 года улучшить условия проживания людей в пределах планетарных границ, где будет функционировать экономика благосостояния. Суть такой экономики заключается в том, чтобы рационально использовать ресурсы, а ее рост носит регенеративный характер. В ЕС достигнута климатическая нейтральность и значительно сокращено неравенство. В здоровой окружающей среде, лежащей в основе благополучия всех людей, сохраняется биоразнообразие, процветают экосистемы, охраняется и восстанавливается природа. Это ведет к повышению устойчивости к изменению климата, погодным и климатическим катастрофам и другим экологическим рискам. ЕС задает темп для обеспечения процветания нынешнего и будущих поколений в глобальном масштабе, руководствуясь ответственностью перед следующими поколениями.
ПДООС имеет следующие шесть взаимосвязанных тематических приоритетных целей на период до 31 декабря 2030 года:
1) Быстрое и предсказуемое сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения естественными поглотителями на территории ЕС, с целью достижения сокращения выбросов парниковых газов к 2030 году в соответствии с целями ЕС в области климата и окружающей среды, обеспечивая при этом справедливый переход, который никого не оставит позади;
2) Достижение прогресса в укреплении и актуализации адаптационного потенциала, в том числе на основе экосистемных подходов, укрепление устойчивости и адаптации, снижение уязвимости окружающей среды, общества и всех секторов экономики к изменению климата, а также улучшение профилактики и готовности к бедствиям, связанным с погодой и климатом;
3) Приближение к экономике благосостояния, которая возвращает планете больше, чем забирает с ускорением перехода к нетоксичной циркулярной экономике, где рост носит регенеративный характер, осуществляется сортировка отходов, а ресурсы используются эффективно и устойчиво;
4) Стремление к нулевому загрязнению, в том числе в отношении вредных химических веществ, для достижения безтоксичной окружающей среды, включая воздух, воду и почву. Защита населения, животных и экосистем от светового и шумового загрязнения, а также от рисков и негативных воздействий, связанных с окружающей средой;
5) Защита, сохранение и восстановление морского и наземного биоразнообразия и биоразнообразия внутренних вод внутри и вне охраняемых территорий. Это будет достигнуто путем остановки и обращения вспять процесса утраты биоразнообразия и улучшения состояния экосистем, их функций и услуг, которые они предоставляют. Усилия будут направлены на улучшение состояния окружающей среды (воздуха, воды и почвы), а также путем борьбы с опустыниванием и деградацией почв;
6) Продвижение экологических аспектов устойчивости и значительное снижение основных экологических и климатических нагрузок, связанных с производством и потреблением в ЕС в области энергетики, промышленности, зданий и инфраструктуры, мобильности, туризма, международной торговли и продовольственной системы.
Для достижения этих приоритетных целей в Восьмой ПДООС определены тридцать четыре подробных благоприятных условия, требующих действий со стороны Европейской комиссии, государств-членов, региональных и местных органов власти и заинтересованных сторон.
На пути к декарбонизации
ЕС объявил сделать Европу первым углеродно-нейтральным континентом к 2050 году. Европейский «зеленый курс» создал основу для проведения различных мероприятий, которые конкретизируются и развиваются в пакете «Fit for 55». Он являет собой комплекс мер по достижению к 2030 году чистого сокращения выбросов парниковых газов как минимум на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. Он также включает в себя такие конкретные мероприятия, как План действий по нулевому загрязнению. Согласно нему планируется снижение к 2050 году загрязнения воздуха, воды и почвы до уровня, который больше не считается вредным для здоровья и природных экосистем. В Плане действий по циркулярной экономике содержатся инициативы по предотвращению отходов и сохранению используемых ресурсов в экономике ЕС как можно дольше. Кроме того, недавно были приняты новые важные документы: Стратегия ЕС по биоразнообразию на 2030 год, Лесная стратегия ЕС на 2030 год, Стратегия от «фермы до вилки» или Стратегия ЕС по восстановлению почв до 2030 года.
В результате подавляющее большинство экологических законов и нормативных актов ЕС в настоящее время обновляются или заменяются более актуальными правовыми актами. Особое внимание уделяется более широкому внедрению ВИЭ, а также повышению энергоэффективности и энергосбережения во всех секторах экономики и в обществе.
Хотя большинство текущих и планируемых мероприятий сосредоточено в странах ЕС, «Зеленый курс» также имеет международную направленность, в рамках чего ЕС обязуется вести:
— продолжение ведущей роли в ведении международных переговоров по климату и биоразнообразию для дальнейшего укрепления международной политики;
— усиление дипломатической составляющей ЕС в области «Зеленого курса» в сотрудничестве с государствами-членами;
— укрепление двусторонних усилий для побуждения партнеров к действиям и обеспечения сопоставимости действий с прописанными политиками.
Предлагаемый Механизм углеродной пограничной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) для отдельных секторов экономики установит углеродную цену на импорт отдельных продуктов, чтобы амбициозные действия европейских стран в области климата не привели к «утечке углерода». Это позволит обеспечить сокращение выбросов в Европе, способствующее глобальному снижению выбросов без вытеснения углеродоемких производств за пределы ЕС. Данная мера также призвана побудить промышленность международных партнеров ЕС предпринять шаги в том же направлении. Ожидается, что в список продукции войдут железо, сталь, цемент, удобрения, алюминий и производство электроэнергии.
От Глазго до Шарм-эль-Шейха
Дискуссии, состоявшиеся в ходе Климатической конференции COP26, имели решающее значение для всех стран мира. ЕС считает следующие итоги СОР26 ключевыми:
— несколько крупных эмитентов объявили новые цели по сокращению своих выбросов;
— более ста стран присоединились к Глобальному обязательству по метану, инициированному усилиями ЕС и США;
— были созданы новые партнерства для поддержки стран в их переходе на чистую энергию;
— был достигнут прогресс в области климатического финансирования в размере 100 млрд долларов США, который должен быть достигнут в кратчайшие сроки;
— разработан свод правил, который будет способствовать развитию международных углеродных рынков.
Существенные результаты можно также увидеть в финансировании климатических действий. Развитые страны обязались мобилизовать климатическое финансирование в объеме 100 млрд долларов США на ежегодной основе в период с 2020 по 2025 гг. Это позволит помочь наиболее уязвимым странам, в частности, малым островным государствам, в их усилиях по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. ЕС является крупнейшим донором, на долю которого приходится более трети текущих обязательств, что составляет 23,4 млрд евро климатического финансирования в 2020 году. Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии, объявила о выделении дополнительных 4 млрд евро из бюджета ЕС на климатическое финансирование до 2027 года.
Глобальные инициативы
Глобальное обязательство по метану. США, ЕС и их партнеры официально объявили о Глобальном обязательстве по метану, инициативе по сокращению глобальных выбросов метана, чтобы сохранить цель по ограничению потепления до 1,5˚C в пределах допустимых норм. Более ста стран, представляющих 70% мировой экономики, и генерирующих почти половину антропогенных выбросов метана, подписали это обязательство.
Партнерство по ускорению. Партнерство между Европейской комиссией, Европейским инвестиционным банком и Программой Breakthrough Energy Catalyst позволит мобилизовать до 820 млн евро в период с 2022 по 2026 гг. для ускорения внедрения и быстрой коммерциализации инновационных технологий. Это поможет достичь амбиций «Зеленого курса» и климатических целей ЕС на 2030 год.
Глобальное обязательство по финансированию лесов. Европейская комиссия объявила о выделении 1 млрд евро в качестве вклада ЕС в Глобальное финансовое обязательство по лесам. Этот пятилетний пакет поддержки из бюджета ЕС поможет странам-партнерам защитить, восстановить и устойчиво управлять лесами во всем мире и выполнить обязательства по Парижскому соглашению.
«Справедливый энергетический переход». Правительства Южной Африки, Франции, Германии, Великобритании, США и ЕС объявили о новом амбициозном и долгосрочном партнерстве «Справедливый энергетический переход» для поддержки усилий Южной Африки по декарбонизации. Партнерство направлено на ускорение декарбонизации экономики Южной Африки с акцентом на модернизацию системы электроснабжения.
По окончании COP26 Европейская комиссия поддержала консенсус, достигнутый более чем ста девяноста странами после двух недель напряженных переговоров. По итогам конференции было завершено составление Свода правил Парижского соглашения и сохранены Парижские цели, что оставляет шансы ограничить глобальное потепление до 1,5˚С.
По словам Урсулы фон дер Ляйен, Председателя Европейской комиссии, COP26 является шагом в правильном направлении. Удержание температуры в пределах 1,5˚С остается в пределах досягаемости, но работа еще далека от завершения. Самое меньшее, что можно сделать сейчас, это как можно быстрее выполнить обещания, озвученные странами в Глазго, а затем поднимать планку.
Зеленый свет ВИЭ
В ЕС доля угля в производстве электроэнергии снизилась с 40,5% в 1990 году до 15,4% в 2019 году. При этом доля производства тепла за счет угля снизилась с 57% в 1990 году до 23% в 2019 году. Несмотря на такое существенное снижение, текущая доля угля считается неустойчивой и представляет собой проблему на будущие годы.
Энергобалансы стран-членов ЕС весьма разнообразны из-за различных географических условий с учетом потенциала гидроэнергии, ветряной и солнечной энергии или в связи с различным подходом национальных правительств к атомной энергии. В настоящее время атомные электростанции эксплуатируются в тринадцати странах ЕС, из числа которых Германия собирается закрыть все действующие АЭС. Тепловые электростанции / отопительные установки с тепловой мощностью 50 МВт и более эксплуатируются во всех странах-членах ЕС, кроме Люксембурга.
В ЕС существует общая тенденция поддержки ВИЭ (наряду с энергосбережением и повышением энергоэффективности), в то время как только некоторые страны выступают за ядерную энергетику, планируя сохранить свои АЭС и/или построить дополнительные атомные блоки. При этом в настоящее время дальнейшее развитие энергетического сектора в ЕС столкнулось с неясностью в связи со сложной геополитической ситуацией в Европе.
Историю успеха можно увидеть в развитии энергоэффективности в странах ЕС. В период с 1990 по 2017 гг. в ЕС произошла относительное разделение между валовым внутренним энергопотреблением и экономическим ростом. Если валовое внутреннее энергопотребление в 2017 году находилось на том же уровне, что и в 1990 году, то ВВП (в постоянных ценах 2010 года) рос в среднем на 1,7% в год. Таким образом, энергоемкость в ЕС за этот период снизилась на 37% (1,7% в год).
Еще один успешный кейс заключается в развитии ВИЭ в ЕС, доля которых в общем валовом потреблении электроэнергии выросла с 9,6% в 2004 году до 37,5% в 2020 году. Из общей доли ВИЭ ветряная энергия составила 36%, гидроэнергия — 33%, солнечная — 14%, твердое биотопливо — 8% и ВИЭ — 8%. При этом, если самый высокий показатель ВИЭ наблюдается в Австрии (78,2%), за которой следуют Швеция, Дания и Португалия, то самый низкий — на Мальте (9,5%). Следует отметить, что ЕС и некоторые государства-члены имеют богатый опыт в развитии альтернативной энергетики и выражают готовность делиться им с Казахстаном.
ЕС и Казахстан
Учитывая текущую структуру энергобаланса Казахстана для производства электроэнергии (уголь 69%, газ 20%, гидроэнергия 9%, солнце <1%, ветер <1%) и тепла (уголь 98%, газ 2%), эксперты ЕС считают, что Казахстан имеет очень высокий потенциал для сокращения выбросов углекислого газа путем перехода от угля к ВИЭ. Кроме того, Казахстан имеет большие возможности для сокращения выбросов метана, имеющих место в нефтегазовой и угольной отраслях. Наконец, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в казахстанской цветной и черной металлургии, химической отрасли и при производстве цемента может привести к значительному снижению объемов загрязнения.
Следует также отметить, что в 2021 году в Казахстане был принят новый Экологический кодекс, который создает прочную правовую основу для реализации действенных мер и реализации конкретных мероприятий по декарбонизации. ЕС оказывает техническую помощь Казахстану во многих областях политики с начала 1990-х годов. Сотрудничество между ЕС и Казахстаном имеется также в инвестиционной сфере. С середины 90-х годов прошлого столетия по 2018 год ЕС профинансировал более 350 проектов на сумму 180 млн евро. Сегодня Казахстан как страна со средним уровнем дохода продолжает пользоваться преимуществами различных региональных программ ЕС, реализуемых в Центральной Азии.
В настоящее время ЕС осуществляет семнадцать региональных программ, охватывающих устойчивое использование воды и энергии, защиту окружающей среды, взаимосвязь между водой, продовольствием и энергией в центральноазиатском регионе на общую сумму более 100 млн евро, включая такие флагманские проекты, как «Сотрудничество в области воды, окружающей среды и климата» (WECOOP, www.wecoop.eu) и «Вода и энергия Центральной Азии» (CAWEP, www.worldbank.org/en/region/eca/brief/cawep). Все эти проекты оказывают прямое или косвенное положительное влияние на адаптацию и смягчение последствий изменения климата. Программа SWITCH-Asia, финансируемая ЕС (www.switch-asia.eu), разработала много хороших практик, которые могут служить вдохновением для обеспечения реального практического перехода к устойчивому развитию.
В марте 2022 года ЕС запустил первую за последние годы специализированную программу в Центральной Азии, направленную на продвижение более устойчивого энергобаланса в регионе в соответствии с передовым опытом ЕС. Проект Sustainable Energy Connectivity for Central Asia (SECCA) стоимостью 6,5 млн евро будет управляться Представительством ЕС в Казахстане, но также будет охватывать весь регион. В задачи проекта входит укрепление общественного потенциала, повышение осведомленности, обмен данными, моделирование, а также привлечение инвестиций.
Наконец, существует множество двусторонних проектов между Казахстаном и отдельными странами-членами ЕС. Казахстан может выиграть от предпринимаемых усилий по декарбонизации, сосредоточенных на следующих направлениях:
— переход от угля к менее эмиссионным/безэмиссионным способам производства энергии (с временной ролью природного газа);
— поддержка новых мощностей ВИЭ (ветер, солнце);
— сокращение выбросов метана в нефтегазовом секторе и при добыче угля;
— поддержка энергоэффективности как в производстве, так и в потреблении энергии;
— внедрение наилучших доступных технологий в промышленности.
ЕС и его члены имеют богатый опыт в этих областях и готовы продолжать делиться нашим опытом и передовой практикой с Казахстаном.
17 ЦУР ООН
ЕС внес позитивный и конструктивный вклад в разработку Повестки дня на период до 2030 года. ЕС стремится реализовать все Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР) во всех своих политических решениях и призывает государства-члены сотрудничать в этом направлении. Все ключевые политические документы ЕС основаны на ЦУР и прямо упоминают их. В качестве первого примера можно предложить такую выдержку: Восьмая ПДООС формирует основу для достижения экологических и климатических целей, определенных в Повестке дня ООН на 2030 год и ее ЦУР, а также целей, преследуемых многосторонними соглашениями в области окружающей среды и климата. Еще одним примером может послужить Европейский «Зеленый курс», который является неотъемлемой частью стратегии Комиссии по реализации Повестки дня ООН на период до 2030 года, ЦУР и других приоритетов, объявленных в политических установках Европейской комиссии. В рамках этого документа Европейская комиссия переориентирует процесс макроэкономической координации Европейского семестра3 на интеграцию ЦУР, чтобы поместить устойчивость и благосостояние граждан в основу экономической политики, а ЦУР — в центр разработки политики и действий ЕС.
Граждане знают об устойчивом развитии благодаря формальному образованию на всех уровнях или широким кампаниям по повышению осведомленности. ЕС оказывает поддержку многим развивающимся странам для достижения ЦУР до 2030 года (см. https://ec.europa.eu/international-partnerships/sustainable-development-goals_en).
Сноски:
1 К искусственным экосистемам относятся деревни, поселки, города, реки, плотины, сады, озера и сельское хозяйство.
2 Он был объявлен в декабре 2019 года.
3 Европейский семестр — это основа для комплексного наблюдения и координации экономической политики и политики занятости в Европейском Союзе. С момента своего введения в 2011 году он стал хорошо зарекомендовавшим себя форумом для обсуждения проблем бюджетной, экономической политики и политики занятости стран ЕС в рамках общего ежегодного графика (см. https://ec.europa.eu/info/business—economy—euro/economic—and—fiscal—policy—coordination/eu—economic—governance—monitoring—prevention—correction/european—semester_en).