Киотский протокол является международным соглашением, направленным на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу планеты для противодействия глобальному потеплению. Документ заложил основы перехода к «зеленой» экономике, ввел механизм установления и торговли квотами, а также определил его регуляторный характер на последующие годы. Одним из инструментов перехода к «зеленой» экономике являются климатические проекты, которые предполагают мероприятия, выполняющие либо превентивную функцию, а именно направленные на снижение эмиссий парниковых газов, либо компенсационную функцию, т.е. абсорбцию уже реализованных выбросов парниковых газов, либо комбинацию этих мер.
Виктор Коваленко, руководитель практики услуг EY в области устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине
Анара Самамбаева, консультант практики услуг EY в области устойчивого развития в Казахстане
Результаты таких проектов выражаются в углеродных единицах, которые представляют собой количество предотвращенных или поглощенных выбросов в тоннах СО2-эквивалента. Существует два типа рынков углеродных единиц: регулируемый и добровольный, где продавцом выступает сторона, которая недоиспользует свою квоту на эмиссии или реализует климатический проект, тем самым генерируя углеродные единицы; а покупателем является та сторона, которая желает эти единицы приобрести для компенсации собственных выбросов или выполнения своих обязательств по квотам. Основным отличием регулируемого рынка от добровольного является подход «сверху вниз», где национальные цели по снижению выбросов и/или по достижению углеродной нейтральности диктуют квоты на выбросы СО2.
Обратный подход «снизу-вверх» характерен для добровольного рынка углеродных единиц, где сами эмитенты стремятся сократить свой углеродный след в целях выполнения корпоративных обязательств по снижению воздействия на климат, улучшения имиджа компании, повышения инвестиционной привлекательности, получения премий в отношении углеродно-нейтральной продукции, либо подготовки к будущему зачету углеродных единиц при введении регуляторных инструментов по контролю эмиссий.
Рисунок 1. Изменение цен на углеродные единицы на добровольном рынке в зависимости от направления проекта
Другим существенным отличием между рынками является цена на углерод. Так, средняя стоимость углеродных единиц на добровольном рынке в десять раз ниже, чем на регулируемом. Хотя имеется множество факторов, влияющих на формирование стоимости, по оценкам за период 2020-2021 гг. в целом наблюдается тенденция к увеличению цены на углерод на добровольных рынках. Поэтому, например, крупные эмитенты из нефтегазового сектора проактивно выкупают целые климатические проекты с целью сократить затраты на покупку отдельных единиц по повышенным ценам в будущем и получить лучшую компенсацию своих эмиссий. Обратный подход «снизу-вверх» характерен для добровольного рынка углеродных единиц, где сами эмитенты стремятся сократить свой углеродный след в целях выполнения корпоративных обязательств по снижению воздействия на климат, улучшения имиджа компании, повышения инвестиционной привлекательности, получения премий в отношении углеродно-нейтральной продукции, либо подготовки к будущему зачету углеродных единиц при введении регуляторных инструментов по контролю эмиссий.
Климатические проекты должны разрабатываться на основе четырех основополагающих принципов, которые отражены в международных стандартах сертификации климатических проектов (Таблица 1).
Таблица 1. Основные принципы разработки климатических проектов
Принцип |
Описание |
Принцип дополнительности | Предполагает сокращение или абсорбцию бóльшего количества выбросов за определенный промежуток времени, чем при реализации сценария, в котором проект отсутствует.
Более того, должно быть доказано, что проект не был бы реализован без дополнительных финансовых ресурсов, привлеченных на углеродном рынке. |
Принцип постоянства | Показывает, что проект должен не только обеспечить поглощение выбросов, но и предотвратить последующее возвращение углерода в атмосферу (например, в лесных проектах необходимо предупреждать возникновение лесных пожаров). |
Принцип избежания двойного учета | Объем произведенных углеродных единиц в результате реализации проекта должен подвергаться зачету лишь единожды. |
Принцип предотвращения утечки | Реализация проекта не должна приводить к тому, чтобы источник выбросов был перенесен в другой регион. |
Наиболее популярными международными стандартами для проверки и подтверждения эффективности проекта (85% всего рынка) являются Верифицированный углеродный стандарт (Verified Carbon Standard, VCS) и Золотой стандарт (Gold Standard, GS). За период с 2010 по 2020 гг. динамика спроса (+27%) на углеродные единицы, выпущенные по этим стандартам, в среднем опережает динамику предложения (+23%).
Рисунок 2. Количество выпущенных углеродных единиц на ключевых международных добровольных рынках
Алгоритм торговли углеродными единицами на добровольном рынке состоит из следующих основных этапов:
- Пояснение идеи климатического проекта с учетом экономического эффекта, сопряженных рисков и мнения заинтересованных сторон;
- Дизайн проекта с описанием применяемой методологии мониторинга и оценки объема сниженных/поглощенных выбросов парниковых газов, сопутствующего экологического и социального эффекта от реализации проекта, а также доказательства соблюдения принципа «дополнительности»;
- Проверка дизайна проекта независимыми экспертами для возможности запуска его реализации, т.н. валидация проекта;
- Верификация проекта третьей стороной после его реализации для проверки эффективности проекта;
- Выпуск углеродной единицы в соответствии с международным стандартом, регистрация в реестре углеродных единиц и продолжение верификации в течение срока реализации проекта;
- Покупка углеродной единицы через специализированные компании с дальнейшим списанием из реестра.
В зависимости от законодательства по контролю эмиссий, добровольные углеродные единицы могут стать частью существующих или формируемых систем торговли выбросами СО2 (СТВ), где их можно будет вводить в оборот с целью выполнить установленные квоты на эмиссии. Здесь, важным фактором будет являться направленность проекта. Как на международном, так и на национальном добровольных рынках углеродных единиц преобладают климатические проекты в отношении лесных и земельных ресурсов, энергоэффективности и ВИЭ.
Рисунок 3. Изменение количества и структуры выпущенных в обращение углеродных единиц по проектным категориям /
Рисунок 4. Изменение количества и структуры реализованных сокращений выбросов по проектным категориям
Существует потенциал применения углеродных единиц для сокращения углеродного налога в качестве компенсации за эмиссии. Так, результаты климатических проектов, верифицированные по стандартам VCS и GS, уже зачитываются регуляторными механизмами при сокращении налога в Колумбии и ЮАР, по CORSIA (схема компенсации и сокращения выбросов углекислого газа для международной авиации), и механизму по уменьшению выбросов для нефтегазовых компаний Upstream emissions reduction. Последний механизм предполагает зачет инициатив по сокращению эмиссии при производстве топлива.
Климатическая повестка становится все более актуальной в Казахстане, где существует система торговли выбросами (КазСТВ). Согласно обновленным определяемым на национальном уровне вкладам (ОНУВ) Казахстана и Доктрине углеродной нейтральности, готовится усиление регулирования в рамках КазСТВ, введение углеродного налога для неквотируемых секторов экономики и источников выбросов парниковых газов, а также планируется разработка подзаконных актов, необходимых для полноценного запуска регулируемого углеродного рынка. Не стоит также забывать, что многие другие планируемые инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производственных мощностей и внедрение наилучших доступных техник (НДТ), фактически приводят к снижению негативного воздействия на окружающую среду и косвенно влекут за собой сокращение выбросов парниковых газов. Вступивший в силу в 2021 году Федеральный Закон РФ «Об ограничении выбросов парниковых газов» уже закрепил понятие климатических проектов и заложил фундамент для регулирования эмиссий. Система регистрации, учета и зачета результатов климатических проектов в данный момент разрабатывается, однако посвященный этому проект Распоряжения Правительства РФ указывает на возможность реализации климатических проектов, сертифицированных по международным стандартам (VCS, GS). С учетом результатов Сахалинского эксперимента ожидается создание регулируемой СТВ и добровольного механизма торговли углеродными единицами на национальном уровне. Реализация климатических проектов будет сопровождаться такими мерами поддержки как налоговые льготы, «зеленое» финансирование и общеотраслевая поддержка инвестиционных проектов.
Для повышения возможностей успешной реализации казахстанских климатических проектов необходимо следующее регулирование:
- усиление национальной системы ограничения выбросов парниковых газов и торговли углеродными единицами;
- международное урегулирование возможности привязки проектов к трансграничным механизмам торговли углеродными единицами / механизмам таможенных и экономических союзов;
- создание широкого спектра национальных мер государственной поддержки и стимулирования климатических проектов и внедрения НДТ.
В условиях развивающегося климатического законодательства Казахстана и серьезности последствий введения соответствующих регуляторных норм для промышленности страны, необходима внимательная проработка каждого потенциального проекта с привлечением климатических экспертов, юристов и налоговых специалистов.
В компании EY сформирована международная климатическая группа, включающая экспертов, юристов и налоговых специалистов по вопросам климата, имеющая доступ к лучшим практикам по декарбонизации во всех странах, где ведутся проекты.
Примеры реализованных проектов с участием EY включают в себя: анализ влияния углеродного регулирования (как национального, так и международного) на инвестиционные планы и составляющие себестоимости продукции промышленных компаний, инвентаризацию выбросов парниковых газов и расчет углеродного следа продукции, разработку программ по декарбонизации компании, структурирование продажи UER, международный бенчмаркинг законодательства по углеродному земледелию и др.
Команда EY готова оказать комплексную поддержку в поиске, подготовке, реализации и монетизации климатических проектов, включая:
- анализ планируемых инвестиционных проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, на предмет возможности реализации на основе их климатических проектов, а также «тестирование на углерод» в отношении таких проектов;
- помощь во внедрении подходов внутреннего углеродного ценообразования;
- анализ и подбор подходящих применимых методологий реализации климатических проектов;
- юридическое и налоговое структурирование климатических проектов с учетом потенциальных рынков реализации углеродных единиц;
- подготовку пошаговой карты реализации климатического проекта;
- анализ углеродного следа продукции и разработка программ по его снижению;
- содействие в подготовке предложений по совершенствованию казахстанского климатического законодательства.