Вопросы климатического финансирования
«Я рассчитываю, в первую очередь, на то, что развитые страны обеспечат климатическое финансирование и, как я упоминал ранее, обещанные 100 млрд долларов США в год… Затем я настоятельно призываю страны «Большой двадцатки» заняться экологизацией финансовой архитектуры в более широком контексте, решить проблему задолженности и сделать обязательным раскрытие финансовой информации, связанной с климатом».
Антониу Гутерриш,
Генеральный секретарь ООН
Финансирование деятельности, связанной с решением проблем изменения климата, или климатическое финансирование является обширным понятием. В некоторых случаях эта концепция обсуждается отдельно или в сочетании со смежными и частично совпадающими понятиями «зеленого» финансирования, «постковидного» восстановления, инвестиций для устойчивого развития или низкоуглеродного финансирования.
Несмотря на то, что до сих пор не выработано единого определения климатическому финансированию, наиболее близким по смыслу и контексту является определение Финансового комитета Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Standing Committee on Finance, SCF): «Финансирование, направленное на сокращение выбросов и увеличение стоков парниковых газов, а также на снижение уязвимости и повышение устойчивости человеческих и экологических систем к негативным воздействиям изменения климата».
Это определение характеризует понятие финансирования мер по борьбе с изменением климата в его самой широкой форме, поскольку оно связано с потоком средств на все виды деятельности, программы или проекты, которые поддерживают меры, связанные с изменением климата, будь то смягчение или адаптация.
Такое обширное понятие возникло из-за многочисленных факторов, определяющих климатическое финансирование, и зависящих от следующих элементов:
- Вид предоставляемого финансирования: помощь в целях развития, частный акционерный капитал, кредиты или льготное финансирование;
- Источник финансирования: государственное, частное или смешанное;
- Каналы финансирования: из развитых стран в развивающиеся страны или через многосторонние финансовые институты развития;
Мероприятия, подлежащие финансированию, могут быть представлены прямыми или косвенными проектами, связанными с изменением климата или в виде компенсации за ущерб. Однако фактический термин «климатическое финансирование» чаще всего ассоциируется с международными переговорными процессами по изменению климата. Разделяя все определения РКИК ООН, «климатическое финансирование» учитывает дополнительные аспекты предоставления инвестиций от развитых стран развивающимся, чтобы последние могли покрыть все или дополнительные издержки, связанные с рисками изменения климата.
В этом контексте климатическое финансирование с 1992 года является центральным элементом переговоров. В настоящее время оно связано с целевым показателем мобилизации 100 млрд долларов США в год к 2020 году. Эта цель была впервые согласована в Копенгагенском Соглашении в 2009 году и утверждена на Конференции сторон в Канкане в 2010 году. Было также принято решение по созданию Зеленого климатического фонда (ЗКФ). В Парижском соглашении 2015 года эта цель была еще более усилена с учетом увеличения объемов поступления после 2020 года, а также расширения характера привлекаемых инвестиций из «широкого круга источников, включая государственные, частные и альтернативные».
Мобилизация глобальных ресурсов
В 2018 году объем глобального климатического финансирования достиг суммы в размере 78,9 млрд долларов США, что на 11% больше, чем в 2017 году1. Однако несмотря на то, что мобилизация финансовых ресурсов оказалась эффективной, этих инвестиций явно недостаточно для достижения глобальной цели Парижского соглашения. Различные оценки показывают, что для достижения цели по недопущению роста глобальной температуры на 1,5°С требуется от 65 до 90 трлн долларов США в период до 2035 года. Причем, 80% этих средств должны поступить из частного сектора. При этом адаптационные меры обойдутся в 180 млрд долларов США на ежегодной основе с 2020 по 2030 г.г. (GCA 2019).
Согласно результатам оценки Финансового комитета РКИК, направления для мобилизации и достижения цели в размере 100 млрд долларов США, включают в себя:
а) финансирование смягчения последствий изменения климата, по-прежнему, составляющее более двух третей от общего объема предоставленного и мобилизованного климатического финансирования. В то же время, кредиты составляют большую долю предоставленного и мобилизованного государственного климатического финансирования. Кроме того, страны со средним уровнем дохода извлекли наибольшую выгоду из предоставленного и мобилизованного климатического финансирования, а наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства получили большую долю финансирования адаптации;
b) Чистая финансовая ценность климатического финансирования, предоставляемого развивающимся странам, может составлять менее половины от того, что сообщили развитые страны после корректировки на эквивалентность субсидий и из-за завышения отчетности об актуальности проектов в области климата2.
В 2020 году рекордный показатель в мобилизации финансовых средств показала группа Всемирного банка, которая в течение года предоставила 21,4 млрд долларов США на проекты по изменению климата. В 2021 году она также представила ключевые элементы нового Плана своих действий в области изменения климата на последующие пять лет. Этот документ предусматривает, в том числе, в среднем 35% финансирования на климатические сопутствующие выгоды; при этом 50% средств, выделяемых Всемирным банком (МБРР и МАР) на цели климатического финансирования, будут направлены на меры, призванные обеспечить адаптацию и сопротивляемость изменениям климата. Для сравнения, за 2016-2020 финансовые годы среднее значение этого показателя составлял 26%3.
ЗКФ стремится к тому, чтобы стать основным многосторонним финансовым механизмом поддержки климатических мероприятий развивающихся стран. По состоянию на 31 октября 2020 года, ЗКФ утвердил 401 проект готовности, охватывающих 139 стран, на общую сумму 271,33 млн долларов США. Помимо этого, ЗКФ утвердил 58 проектов по планированию адаптации, а еще 30 проектов по планированию адаптации находятся на различных этапах процесса подготовки. Ожидается, что одобренные фондом проекты и программы сократят, в общей сложности, 1,2 млрд т выбросов парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода (tCO2eq) и достигнут 115 млн прямых и 292 млн косвенных бенефициаров, основываясь на оценках аккредитованных организаций4.
С момента своего создания в 1991 году Глобальный экологический фонд (ГЭФ) финансирует проекты по снижению выбросов парниковых газов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. По состоянию на 30 июня 2020 года, ГЭФ поддержал 1 008 проектов по митигации на сумму порядка 6,69 млн долларов США, включая гранты на подготовку проектов и агентские сборы, в более чем 166 странах.
Адаптационный фонд (Adaptation Fund) фокусируется на конкретных проектах по адаптации и, в основном, финансирует грантовые инициативы. По состоянию на июль 2020 года, Фонд держал портфель из 105 утвержденных проектов и программ на общую сумму в 730 млн долларов США в таких секторах, как сельское хозяйство, управление ресурсами прибрежных зон, уменьшение опасности бедствий, адаптация на основе экосистем, обеспечения продовольственной безопасности, охрана лесов, проектов развития сельских районов, городского развития и управления водными ресурсами5.
Климатический инвестиционный фонд (Climate Investment Fund, КИФ) был создан развитыми и развивающимися странами. Он управляется многосторонними банками развития (МБР) для реализации мероприятий и проектов, направленных на смягчение последствий изменения климата и адаптацию. Следовательно, существуют два независимых пакета финансирования: Фонд чистых технологий (Clean Technology Fund, ФЧТ) и Фонд стратегического климатического финансирования (Strategic Climate Fund, ФСКФ). Объем финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии составил 5,4 млрд долларов США по состоянию на начало 2020 года, из которых проекты по внедрению ВИЭ реализованы на сумму в 744 млн долларов США. Все проекты КИФ реализуются многосторонними банками развития-партнерами.
Например, в части механизма финансирования ВИЭ в Казахстане, на долю Европейского банка реконструкции и развития приходится наибольшая доля новых мощностей в портфеле ФЧТ (21% от общего объема в 2020 году), при этом установлено 104 МВТ89.
Роль других игроков
В рамках РКИК ООН запускаются многочисленные инициативы по мобилизации различных целевых групп: бизнеса, академического сообщества и неправительственного сектора. В частности, Глобальные кампании «Стремление к нулю» (Race to Zero) и «Стремление к устойчивости» (Race to Resilience), которые были анонсированы на саммите ООН по климатическим амбициям 12 декабря 2020 года.
Инициатива «Стремление к нулю», проходящая под попечительством Лидеров высокого уровня ООН по климату из Великобритании и Чили являет собой крупнейший в истории альянс. На настоящий момент к инициативе присоединились 708 городов, 24 региона, 2 360 предприятий, 163 крупнейших инвесторов и 624 высших учебных заведения с целью достижения нулевого уровня выбросов углекислого газа не позднее 2050 года. Спустя год после запуска инициативы к ней присоединились 40% компаний из списка ведущего индекса Британской фондовой биржи FTSE100, из которых 237 уже достигли наивысших стандартов корпоративных климатических амбиций в рамках кампании «Бизнес – за 1,5°C», направленной на достижение нетто-нулевых выбросов к 2050 году. Это позволит данным компаниям внести свой вклад в то, чтобы средняя глобальная температура не повысилась более, чем на 1,5°С по сравнению с доиндустриальными уровнями.
Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (WBCSD) мобилизует 70 национальных бизнес-ассоциаций, в которые входит более двухсот крупных компаний, на осуществление амбициозных действий в области улучшения климата, запустив инициативу «1,5°C SOS». Это рамочная программа, которая будет направлять компании в сторону декарбонизации.
В апреле 2021 года 160 компаний с общим капиталом в 70 трлн долларов США вступили в так называемый Финансовый альянс Глазго, в честь города, где пройдет очередная климатическая конференция СОР26. Ее цель заключается в объединении усилий по финансированию мер, которые позволят к 2050 году добиться «углеродной нейтральности». В совокупности, эти субъекты покрывают почти 25% глобальных выбросов CO2 и более 50% ВВП.
Более 500 высших учебных заведений, в которых обучается 4,6 млн студентов, и 60 профильных объединений, охватывающих более 17 000 колледжей и университетов, взяли на себя обязательства достичь нулевых выбросов не позднее 2050 года. Об этом было заявлено в «Глобальном письме университетов и колледжей по вопросам климата» и «Обязательствах президентов университетов и колледжей по климатическому лидерству». В дополнение к этому, в рамках кампании «Стремление к нулю» в преддверии СОР26 они укрепят свою приверженность достижению углеродной нейтральности, чтобы продемонстрировать способность представителей высшего образования инициировать изменения в борьбе с изменением климата.
В Альянс банков, который обязуется добиваться перехода на экологически чистую экономику, вошли 43 финансовых института из 23 стран мира. Общий капитал банков-членов этого Альянса оценивается в 28,5 трлн долларов США.
«Стремление к устойчивости» — это Глобальная кампания, направленная на то, чтобы катализировать постепенное изменение глобальных амбиций и действий по обеспечению устойчивости к изменению климата, ставя людей и природу на первое место в стремлении к созданию устойчивого мира, в котором человечество не только выдерживает климатические потрясения, но и процветает, несмотря на них. На настоящий момент, к глобальной инициативе присоединились более 20 местных инициатив.
Организации гражданского общества осуществляют сотни небольших интересных проектов с бюджетом от 10 000 до 50 000 долларов США. Очень успешными оказались осуществляемые неправительственными организациями программы микрозаймов и малых грантов, выделяемых на меры адаптации к изменению климата и использование возобновляемых источников.
Региональный и национальный контекст
В 2020 году Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) провел исследование в рамках финансируемой Всемирным банком Программы по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий для бассейна Аральского моря (CAMP4ASB), чтобы изучить ситуацию в области климатического финансирования в Центральной Азии. Данные для анализа объемов климатического финансирования, в основном, включали проекты с привлечением зарубежных инвестиций, а также те, по которым доступна информация в открытом доступе. До последнего времени страны Центральной Азии отчитывались только о средствах, полученных от международных климатических фондов, при этом значительное количество капиталовложений внутри стран остается неучтенным. Для полноты картины необходимо рассматривать более широкий набор проектов и их финансирование. К примеру, для совершенствования отчетности о финансировании мер в области климата страны могут включать в него объем софинансирования проектов.
Источниками международного климатического финансирования для региона и отдельных стран Центральной Азии являются ЗКФ, ГЭФ, КИФ с софинансированием и дополнительными проектами по линии ЕБРР и таких соответствующих финансовых механизмов, как «Зеленая экономика», «ВИЭ», «Климатоустойчивость водного хозяйства» и «Энергоэффективность». Также к ним относятся Всемирный банк, Азиатский банк развития (АБР), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и др.
Из пяти стран Центральной Азии наиболее крупные и разнообразные портфели проектов с участием международных источников климатического финансирования имеют Казахстан и Таджикистан, а Туркменистан участвует в наименьшем количестве таких проектов. Таджикистан является крупнейшим в регионе получателем международного финансирования в виде грантов, часто комбинированных с льготными кредитами. Казахстан является лидером по займам на климатические проекты с существенным участием частного капитала. Узбекистан также входит в число лидеров, если учитывать проекты Механизма чистого развития Киотского Протокола РКИК ООН, проекты государственно-частного партнерства и не связанные с климатом проекты в области сельского хозяйства, ВИЭ, транспорта и лесного хозяйства.
По состоянию на конец 2020 года, страны Центральной Азии уже получили почти 500 млн долларов США на проекты по адаптации и смягчению последствий изменения климата7.
Участие стран Центральной Азии в проектах, спонсируемых или со-финансируемых ЗКФ, однако, все еще не является достаточным. По состоянию на 2018 год, ЗКФ выделил около 391,5 млн долларов США на климатические проекты в Центральной Азии и Восточной Европе. При этом, сумма в 1,1 млрд долларов США определена в качестве со-финансирования из других источников.
Согласно последней информации ЗКФ на 2020 год8, распределение средств по странам Центральной Азии выглядит следующим образом: самое большое количество проектов по изменению климата с особым фокусом на адаптацию, и соответственно бюджетом, принадлежит Таджикистану. Так, около 85,1 млн долларов США находится в бюджете ЗКФ для действий (кредиты и гранты) по адаптации и смягчению для Таджикистана. Проекты в Узбекистане поддержаны на сумму в 105,9 млн долларов США. Бюджет проектов, финансируемых ЗКФ в Казахстане, составляет 148,7 млн долларов США. В Кыргызстане Фондом поддержаны проекты с бюджетом в 38,6 млн долларов США.
За 2020 год два проекта по подготовке (Readiness) также получили финансирование со стороны ЗКФ в Туркменистане на общую сумму 2,3 млн долларов США. В дополнение к национальным проектам, ЗКФ выделил дополнительное финансирование для регионального проекта CAMP4ASB, который финансируется Всемирным банком. Для Таджикистана, Узбекистана и регионального компонента было выделено 19 млн долларов США.
В Казахстане, в июне 2018 года был создан Центр зеленых финансов МФЦА (AIFC Green Finance Center), который является платформой по поддержке инвестиционных проектов, направленных на реализацию экологически чистых, энергоэффективных и низкоуглеродных проектов.
Согласно стандартам климатических облигаций Инициативы климатических облигаций (Climate Bonds Initiative) Центр зеленых финансов осуществляет выпуск и размещение «зеленых» облигаций9 в Казахстане на Бирже МФЦА. В числе категорий приемлемых «зеленых» проектов рассматриваются проекты по ВИЭ, энергоэффективности, сохранению биоразнообразия, адаптации к изменению климата и «зеленому» строительству.
Тема в повестке дня ЦАКИК-2021
Тематика климатического финансирования на уровне региона Центральной Азии недостаточно изучена. Соответственно, в рамках проекта CAMP4ASB были опубликованы три аналитических документа: «Климатические инвестиции в Центральной Азии: предварительные результаты программы займов Международной ассоциации развития» (2019); «Финансирование мер по климату в Центральной Азии: обзор международных и внутренних источников финансирования», 2020; а также «Роль климатического финансирования в реализации Парижского соглашения в странах Центральной Азии: аналитический обзор» (2020).
В последние два года финансирование на климатические инициативы в странах Центральной Азии в рамках ЗКФ, частных источников и двустороннего партнерства увеличились. Следовательно, уже можно предусмотреть возможность подготовки регулярных национальных отчетов по мобилизации ресурсов и расходам, что даст им возможность иметь полноценную картину в сфере климатического финансирования, определить пробелы и отслеживать прогресс в области целевых показателей согласно своим ОНУВ.
В рамках тематической сессии ЦАКИК была представлена информация по перспективам региона в доступе к климатическому финансированию. В частности, представители международных фондов, организаций и банков развития представили свои видения по наиболее важным возможностям, на которых страны Центральной Азии должны сосредоточиться в следующем десятилетии.
Частные инвестиции в странах региона являются мощным катализатором в привлечении финансовых ресурсов для проектов по изменению климата, особенно в области сокращения выбросов парниковых газов (развитие ВИЭ и повышение энергоэффективности). Инвестиционная привлекательность стран является ключевым элементом в реализации климатической политики и выполнения обязательств по Парижскому соглашению.
Ссылки на материалы:
1OECD. 2020. Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries in 2013-18
2Oxfam. 2020. Climate Finance Shadow Report 2020: Assessing progress towards the $100 billion commitment
3Заявление президента Группы Всемирного банка, Дэвида Малпасс, 02 апреля 2021 года
4Отчет ЗКФ за 2020 год, 2021
5https://unfccc.int/sites/default/files/resource/Adaptation%20Fund.pdf
7 См. данные Climate Funds Update (2020) по ссылке https://climatefundsupdate.org/data-dashboard/
8 https://www.greenclimate.fund/countries
9зеленая облигация — это любой тип облигационного инструмента, поступления от которого будут использоваться исключительно для финансирования или рефинансирования частично, или полностью новых и/или существующих «зеленых» проектов с экологически устойчивыми выгодами, которые соответствуют Принципам «зеленых» облигаций и/или Таксономии климатических облигаций стандарта климатических облигаций, МФЦА
Подготовлено по материалам IV Центрально-Азиатской конференции по вопросам изменения климата