Великобритания, которая являлась сопредседателем Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго (COP26), успешно провела мероприятие глобального масштаба. Впервые в истории руководители более ста двадцати стран объединили свои усилия в борьбе против изменения климата, подписав Климатический пакт. Кэти Лич, посол Великобритании в Республике Казахстан, рассказала The Ecolomist о развитии экологического законодательства в Великобритании и поделилась основными итогами СОР26. В период с 2007 по 2011 г.г. дипломат руководила Группой по энергетике и охране окружающей среды в Токио и имеет богатый опыт в области экологии.
Экологические проблемы в Великобритании
Достаточно тяжело отдельно выделить экологические проблемы, поскольку климатическое изменение включает в себя их совокупность. Все проблемы, равно как их причины и следствия тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют на всю экосистему планеты. Также имеется прямое соотношение между мировой экономикой и глобальной окружающей средой. На данный момент человечество подошло к той черте, когда выбросы углерода стали преобладающей и наиболее важной проблемой. Как любой крупный мегаполис, Лондон сильно страдает от загрязнения воздуха, основным источником загрязнения которого являются выхлопные газы автомобильного транспорта. В связи с этим вопросы, связанные с уровнем качества воздуха, являются наиболее приоритетными в течение последних нескольких десятилетий.
В Великобритании были приняты законы, запрещающие использование угля в городах, но несмотря на это остались другие активные источники загрязнений воздуха. Говоря о ситуации с загрязнением водных источников, можно констатировать, что она значительно улучшилась в последние годы. В этой связи уместно отметить пример с рекой Темза, которая с 1957 года считалась «биологически мертвой» в течение продолжительного времени.
В ноябре 2021 года специалисты Зоологического общества Лондона (The Zoological Society of London, ZSL), которые на протяжении многих лет вели мониторинг экосистемы Темзы, сообщили о том, что сложившаяся ситуация начала выправляться. На сегодняшний день в реке даже обитают такие виды акул, как суповая (Galeorhinus galeus), звездная кунья (Mustelus asterias) и катран (Squalus). Биологический фонд реки представлен девяноста двумя видами птиц и ста пятнадцатью видами рыб. Темза стала домом для морского конька, европейской корюшки и речного угря. Среди морских млекопитающих отмечаются длинномордый (Halichoerus grypus) и обыкновенный (Phoca vitulina) тюлени, а также морская свинья (Phocoena phocoena). Тюлени уже образовывают целые многочисленные колонии.
За период с 2007 по 2020 г.г. увеличилась концентрация растворенного в воде кислорода увеличилась. Благодаря оснащению крупных предприятий очистным оборудованием также улучшилось качество воды. Но несмотря на эти достижения в реке продолжается увеличение уровня нитратов, поступающих из сточных вод. По мнению экспертов, эта проблема будет решена не ранее 2025 года, когда в Лондоне будет введена новая канализационная система. Ее ввод позволит ежегодно собирать 39 млн т неочищенных сточных вод, которые в настоящее время просто сбрасываются в реку. Также наблюдается продолжающийся рост температуры в Темзе на 0,2°C в год, что является следствием изменения климата.
Подытоживая эту информацию, в целом, экологическая деградация, а также развитие промышленности и сельского хозяйства привели к большой потере биоразнообразия в Великобритании за последние полвека. Аналогичная ситуация имеет место и в других развитых странах, что еще раз подтверждает необходимость совместно решать эти и другие проблемы, находящиеся в глобальной экологической повестке.
В части мер, предпринимаемых британским правительством, я бы отдельно остановилась на сельском хозяйстве. Политика правительства направлена на поддержку фермеров, работающих с землей, по сути являясь ее непосредственными защитниками. Вопрос максимизации производства отходит на второй план, а дальнейшая забота о земельном фонде является предметом дальнейшей проработки и совершенствования. В 2008 году в Британии законодательно закрепили меры, направленные на борьбу с изменением климата. Был создан Комитет по климатическому изменению, являющийся независимым экспертным органом. В зону его ответственности входят исследования, анализ и оценка правительственной политики по климатическому изменению.
На ежегодной основе Комитет предоставляет отчет об итогах работы правительства и предлагает дополнительные меры, которые могут оказаться полезными и необходимыми для достижения поставленных целей. Создание этого органа и законодательное продвижение климатических инициатив являются частью важных политических решений, подтверждающих важность имеющихся проблем. Эта инициатива придала импульс другим политикам и документам, которые спускают реализацию ключевых задач с верхних уровней.
Роль ВИЭ
В 2019 году в Великобритании был выпущен отчет по исполнению семнадцати Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР), который был обновлен в июле 2021 года. Все действующие правительственные политики находятся в полном соответствии с ЦУР, к которым достаточно серьезно относятся в нашей стране. Великобритания на всех уровнях поддерживает все инициативы ООН и организаций, входящих в ее структуру.
Действующее законодательство и последнее председательство в СОР26 способствуют приближению Великобритании к поставленным целям достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Наша страна поставила перед собой новые цели, которые направлены на снижение выбросов углерода по крайней мере на 68% к 2030 году и на 78% к 2035 году по отношению к базовому 1990 году. В этой связи важным является переход к нулевой углеродной энергетике к 2035 году. Изначально мы планировали это сделать к 2050 году, но в этом году было решено поднять планку и перенести этот срок на 2035 год.
В дополнение к этому, Великобритания полностью откажется от использования от угля к 2024 году. Это достаточно чувствительный вопрос не только для нашей страны. Многие страны сейчас также озабочены этим вопросом, включая Казахстан, где львиная дола электроэнергии производится из угля. Если в 2008 году доля угля в производстве электроэнергии в Великобритании составляла более 40%, то в этом году этот показатель составляет примерно 5%. Закрытие мощностей, работающих на угле будет компенсирован возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). На сегодняшний день доля электроэнергии, генерируемой из ВИЭ составляет порядка 30% в сравнении с 6-7% в 2008 году.
Великобритания планирует достичь показателя ВИЭ в 50% в краткосрочной перспективе. Этот сектор действительно динамично развивается и превращается во флагмана глобальной энергетической индустрии. В этом плане в нашей стране имеются достаточные ветровые ресурсы на восточном и западном побережьях острова. При этом следует не сбрасывать со счетов нестабильность ВИЭ, являющейся основным недостатком и слабой стороной. Поэтому мы ищем новые технологические решения, которые позволят устранить элемент нестабильности при производстве чистой электроэнергии. Также потребуется адаптировать и сбалансировать международные энергетические сети и системы. Исходя из этого нужно вести межстрановую согласованную торговую политику, которая позволит регулировать профицитные объемы «зеленой» электроэнергии.
C 2030 года Великобритания вводит запрет на эксплуатацию автомобилей, работающих на бензине и дизеле. Мы призываем развитые страны поддержать нашу инициативу и ввести аналогичные ограничения к 2035 году, а развивающиеся страны – к 2040 году. Несомненно, подобные шаги являются палкой о двух концах, поэтому с целью не навредить экономической составляющей во время СОР26 обсуждались вопросы по финансовой поддержке подобных мероприятий.
В Глазго было решено аккумулировать достаточные финансовые средства, которые будут направлены в развивающиеся страны. Общий бюджет финансовой подушки в размере 100 млрд евро в год будет собран к 2023 году. Также было достигнуто соглашение о двукратном увеличении объема финансирования к 2025 году для адаптации развивающихся стран. Основной посыл британского премьер-министра Бориса Джонсона касался угля, автомобилей, деревьев и финансовых средств. На этих четырех аспектах, вставших во главу угла, были основаны все итоговые документы и заявления СОР26, которые были приняты странами-участницами.
«Зеленое» финансирование является очень важным, полезным и перспективным направлением. Это позволит улучшить управление экологическими и социальными отчетностями и сделать особые акценты на успешной и планомерной реализации «зеленых» проектов. «Зеленые» бонды станут отличным инструментом, которые будут выпускать заемщиками под конкретные проекты. Правительствам необходимо выработать ряд требований и политик по правильному и прозрачному структурированию подобных сделок. В ближайшее время именно инвестиции в «зеленые» проекты станут наиболее приоритетными и востребованными.
Бизнес и индустрии должны также быть вовлеченными и заинтересованными в «зеленых» проекты, чтобы создавать привлекательную среду для локальных и зарубежных инвесторов. Природа «зеленых» проектов для многих игроков рынка остается пока еще непонятной, незнакомой, и оттого сложной и непривлекательной с прикладной точки зрения. Для устранения этих барьеров правительство должно найти способ, чтобы сделать «зеленые» проекты более конкурентоспособными и выгодными.
Взять к примеру солнечную и ветровую энергетику, в которой автоматически снижаются расходы по мере поступления денег в нее. Это привело к тому, что в Великобритании произошло удешевление ветряной энергии в сравнении с другими видами электроэнергии. В течение последнего десятилетия благодаря продуманной правительственной политике ВИЭ стало привлекать к себе внимание различных инвесторов. Вдобавок ко всему, развитие ВИЭ приводит к диверсификации источников энергии и обновлению энергетических систем. Уже сейчас повсеместно используется «умное» оборудование, которое эффективно реагирует на возникающие перегрузки и отлично справляется с нестабильностью, присущей ВИЭ. Данный аспект актуален для Казахстана, которому в наследство от СССР досталась устаревшая энергетическая система, нуждающаяся в обновлении.
Итоги СОР26
Все страны-участницы находятся в процессе достижения консенсуса по широкому спектру вопросов, которые обсуждались на СОР26. Важным достижением является подписание Климатического пакта по итогам конференции в Глазго. По словам Алока Шармы, председателя СОР26, этот итоговый документ позволит сохранить перспективу удержания глобальной температуры в заданных пределах. Он не зря назвал СОР26 шансом для всех стран продемонстрировать свое лидерство в вопросах борьбы с изменением климата. На данном этапе пульс изменений пока еще слабый, для чего каждой стране необходимо проследить за четким выполнением взятых на себя обязательств с дальнейшим усилением своих амбиций.
Отрадно, что стороны достигли договоренности вновь собраться на следующий год, чтобы сверить часы и рассмотреть возможность повышения целевых показателей в разумных пределах. В 2022 году планируется проведение ежегодной министерской встречи, которая является важным промежуточным звеном до следующей Климатической конференции. На ней главы государств и правительств должны поделиться информацией о проведенной работе и о текущих планах, что не позволит ослабить начатую работу.
Так называемый Парижский свод правил (Paris Rulebook) содержит в себе рекомендацию странам по поступательному развитию своих Национальных планов по декарбонизации. Он будет анализировать и изучать отчеты по выбросам и предпринимаемым действиям, полученные от всех стран. Этот документ предполагает высокий уровень прозрачности и общую шкалу измерений достигнутых и планируемых достижений. В этой «книге», которая была одобрена и согласована спустя шесть лет после появления Парижского соглашения, содержит новые правила по торговле эмиссиями, механизмы распределения углеродных кредитов между странами.
Два года назад, когда мы только начинали этот сложный и тернистый путь, не все страны поддерживали этот курс. Уже в преддверии СОР26 сто пятьдесят четыре страны выразили поддержку начатых процессов, предоставив свои национальные планы. Несмотря на недостаточность этого достижения, все же оно является хорошим началом. Впервые за всю историю Климатических конференций, был озвучен всеобщий призыв отказаться от использования угля в качестве источника энергии. Особый упор делался на развитые страны (особенно страны «большой семерки»), которые проявили готовность прекратить его добычу и ее финансирование. Непосредственно перед началом СОР26 Китай объявил о том, что прекращает финансирование международных угольных проектов.
История Туманного альбиона
В середине прошлого столетия в Лондоне стоял ужасный смог (smoke+fog) от повсеместного сжигания угля. Некоторые считали его туманом, из-за чего нашу страну начали именовать «туманным альбионом». Как известно, загрязнение воздуха влечет за собой тяжелые и серьезные заболевания легких и кровеносно-сосудистой системы человека. Оно также является причиной различных социальных и экологических проблем. Поскольку так долго не могло продолжаться, в Великобритании были приняты строгие и жесткие законы, запрещающие отопление углем в городской черте.
Данная мера стала начальной точкой в борьбе с загрязнением воздуха. Как упоминалось выше, в 2008 году 40% электроэнергии генерировалось из угля. В том же году в стране функционировали пятьсот пятьдесят две крупные электростанции, работающие на ВИЭ. Помимо этого, граждане установили на крышах своих домов порядка 2 000 – 3 000 маленьких солнечных панелей. На сегодняшний день число крупных «зеленых» электростанций увеличилось до 3 000 единиц, а мелких — более 800 000. Помимо солнечных панелей, люди установили биобойлеры и грунтовые тепловые насосы, которые в совокупности производят порядка 30% всей электроэнергии.
Также снизился объем выбросов углеродов: в 2012 году показатель составлял 484 г/кВт·ч в сравнении с 207 г/кВт·ч в этом году. И этот показатель надлежит снижать еще больше. На данный момент в Казахстане зафиксирован один из самых высоких показателей выбросов углерода на душу населения. Казахстан тратит больше энергии для ее же производства. Для маленькой страны эта цифра может показаться довольно высокой. В таком положении находилась Япония в 1970-е годы ХХ века, когда в стране была низкая энергоэффективность. Страна восходящего Солнца приложила немало усилий, чтобы улучшить ситуацию, повысить эффективность и снизить выбросы углерода при производстве продукции. Ее пример является наиболее ярким и заразительным.
В течение десятилетий потребление электроэнергии в Великобритании увеличивалось в связи с появлением на рынке большого количества различной бытовой электронной техники и ростом населения. Но благодаря своевременно принятым мерам мы добились 30%-го снижения потребления электроэнергии, поскольку люди начали использовать современные инновационные теплоизоляционные материалы в домах, обогреватели и батареи. Также компании и предприятия предприняли сделали все возможное для повышения уровня своей энергоэффективности. Поэтому энергоэффективность становится более доступной, поскольку выяснилось, что экономия энергии является выгодной для людей и полезной для экологии.
Казахстан и Великобритания
Наши страны подписали совместное заявление, являющееся своего рода обязательство друг перед другом. В нем говорится об отказе поддерживать грязные источники топлива, а вместо этого искать новые направления.
Я вижу большой потенциал для развития отношений между Казахстаном и Великобританией в экологической плоскости. Во-первых, Великобритания многому научилась за эти годы. К этому я отношу правильное формирование ценообразование при торговле углеродом, меры по привлечению инвестиций в ВИЭ, создание эффективных законодательных норм, способствующих появлению положительных сигналов для рынка, а также нахождение эквилибриума между экономикой и экологией. Мы можем делиться полученным опытом.
Во-вторых, за последние пятнадцать лет мы поняли, что необходимо развивать урбанистику. Речь идет о необходимости внедрения работающих «зеленых» инициатив на городском уровне, что включает в себя устойчивый и экологически чистый транспорт и повышение энергоэффективности при производстве тепло- и электроэнергии. Мы можем вовлечь в процесс экологизации все крупные города Казахстана.
Немаловажным является повышение экологической осознанности, грамотности и культуры среди населения. Тридцать лет назад, когда мы только находились в начале пути, в нашей стране тоже никто не занимался сортировкой и переработкой твердых бытовых отходов. Сегодня британское общество достигло такого уровня, что люди просто подсознательно не могут выбросить стеклянную бутылку или пластиковый мусор в общий контейнер. Эти привычки стали второй натурой людей в Великобритании, где стараются дать вторую жизнь всему, чему возможно.
На бытовом уровне в масштабах одной семьи вышеизложенное может показаться неважным, но в масштабах города или страны все это множится во сто крат, если учитывать эти показатели в годовом выражении. Если у общества вырастет уровень собственной экологической ответственности, то каждый человек научится влиять на своих членов семьи, соседей, районы, сообщества, локальные органы власти и правительство. Только документы не спасут, важно наладить диалог с обществом и привлечь его к сотрудничеству.